1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. Игорь Васильевич Курчатов

Игорь Васильевич Курчатов

12 января 2023, Четверг 11:01 Просмотров: 669

Судьба выдающегося советского физика Игоря Васильевича Курчатова тесным образом связана с Крымом и Севастополем.

1.jpg

Научные сотрудники Ленинградского физико-технического института АН СССР, принимавшие участие в работах по размагничиванию кораблей Черноморского флота. Слева направо: А. Р. Регель, Ю. С. Лазуркин, И. В. Курчатов.

Декабрь 1941 г. Поти

Он родился 30 декабря 1902 г. (12 января 1903 г.) в поселке Симского чугуноплавильного и железоделательного завода (в настоящее время – город Сим Челябинской области) в семье землемера.

В 1908 г. семья переехала в Симбирск, в 1912 г. – в Симферополь. В 1920 г. И.В. Курчатов окончил с золотой медалью Симферопольскую гимназию, в 1923 г. – физико-математический факультет Крымского университета.

В 1923 г. Игорь Васильевич Курчатов переехал в Петроград и поступил в Политехнический институт. В 1924 г. некоторое время работал инспектором в Гидрометеобюро Черного и Азовского морей (г. Феодосия), где занимался научными исследованиями. С 1925 г. судьба И.В. Курчатова была связана с Ленинградским физико-техническим институтом (далее – ЛФТИ), где он одним из первых в Советском Союзе стал заниматься проблемами физики атомного ядра.

С началом Великой Отечественной войны Игорь Васильевич Курчатов, которому было отказано в призыве в действующую армию, перешел в лабораторию профессора А.П. Александрова, под руководством которого научный коллектив занимался важнейшей проблемой – разработкой защиты кораблей от магнитных мин.

2.jpg

Прибор кратности ZK-2 авиационной донной неконтактной мины

1940-е гг. Германия 

В связи с активным применением противником мин данного образца в Научно-техническом комитете ВМФ (далее – НТК) были созданы группы по проведению размагничивания, в состав которых входили специалисты НТК ВМФ и ЛФТИ. Группу, предназначенную для работы на Черноморском флоте, возглавил И.В. Климов.

2 июля 1941 г. начался монтаж размагничивающих устройств системы ЛФТИ на четырех базовых тральщиках («Гарпун», «Взрыватель», «Щит», «Трал»). В работе, помимо группы НТК, принимали участие специалисты технического отдела Черноморского флота, Севастопольского морского завода, электромеханических мастерских. Через несколько дней, 8 июля, к ним присоединилась группа сотрудников ЛФТИ, в которую вошли Ю.С. Лазуркин, Е.Е. Лысенко, А.Р. Регель, П.С. Степанов и К.К. Щербо. Они занимались измерением магнитных полей оборудованных кораблей и регулировкой устройств, а также испытывали степень их защищенности. В итоге, к 1 августа был закончен монтаж устройств на трех эсминцах, четырех тральщиках, проводились работы еще на 15 кораблях.

4 августа 1941 г. в Севастополь прибыла группа английских специалистов и военный инженер 2 ранга Л.С. Гуменюк. Он и возглавил черноморскую группу по размагничиванию. За научную часть стал отвечать приехавший 9 августа А.П. Александров, которого сопровождал И.В. Курчатов. В своем письме жене, датированном 14 августа, Игорь Васильевич писал: «Уже несколько дней живем в Севастополе. Останемся, вероятно, еще дней 10 здесь, потом поедем в Ленинград, захвачу вещи и вернусь в Севастополь на длительный срок». Через некоторое время А.П. Александров убыл на Северный флот, проведение работ возглавил И.В. Курчатов.

Эксплуатация размагничивающих устройств выявила отдельные недостатки: пришлось заниматься улучшением конструкции защитных кожухов, переносить уже смонтированное оборудование с бортов на палубу. Масштабные мероприятия проводились в условиях налетов авиации противника, нехватки оборудования, которое приходилось изготавливать на месте. В письме И.В. Курчатова от 14 сентября есть такие строчки: «Работы много, всего сделать не успеваем. По мере того, как продвигаемся вперед, встают все новые и новые задачи. Конца им не видно. Наша группа уже 2 месяца не имеет ни одного выходного дня».

Несмотря на все сложности, к 1 ноября 1941 г. размагничивающими устройствами были оборудованы основные силы Черноморского флота: комиссией штаба флота принято 44 корабля и судна. Как вспоминают участники событий, первоначально метод вызвал некоторое недоверие у моряков, но уже вскоре сложилась присказка: «Перед тем, как в бой идти, побывайте у ЛФТИ».

Учеными ЛФТИ под руководством И.В. Курчатова была продолжена работа по дальнейшему совершенствованию метода. В частности, возникла проблема размагничивания подводных лодок, к которым были неприменимы устройства ЛФТИ, а также необходимость проведения уничтожения постоянных продольного и поперечного намагничивания кораблей, уже оборудованных размагничивающими устройствами.

Совместно с англичанами были проведены опыты по безобмоточному размагничиванию тральщика и подводных лодок. После убытия союзников работы по внедрению метода проводились группой И.В. Курчатова. В конце августа 1941 г. была оборудована первая в Советском Союзе станция безобмоточного размагничивания кораблей («плавстанция № 1», позднее – «СБР-1»). 30 августа И.В. Курчатовым, Ю.С. Лазуркиным и Б.А. Ткаченко было проведено первое самостоятельное безобмоточное размагничивание подводной лодки С-34, 1 сентября – безобмоточное уничтожение постоянного продольного намагничивания крейсеров «Молотов» и «Ворошилов».

Метод безобмоточного размагничивания подводных лодок, малых кораблей и судов был признан успешным и нашел широкое распространение на советском флоте. Всего в период с 30 августа по 1 ноября на СБР-1 было размагничено 50 кораблей.

Помимо основной деятельности, И.В. Курчатов уделял большое внимание обучению флотских командиров: читал лекции, вместе с коллегами подготовил «Правила и нормы размагничивания кораблей». 26 октября ученый писал в письме жене: «дня через два заканчиваю курс, а потом, вероятно, напишу небольшую книжку, которую здесь собираются отпечатать».

Во время работы в Севастополе ярко проявились организаторские качества И.В. Курчатова. Как вспоминал Ю.С. Лазуркин, «Игорь Васильевич умел увлекать работой и отдавать ей себя целиком… Но главное, он умел при этом создавать вокруг себя… атмосферу восторженного творческого труда». По словам другого мемуариста, именно во время работы на Черноморском флоте «раскрылись его <Курчатова> замечательные качества ученого-организатора, обеспечившие успех дела его жизни – решение атомной проблемы в Советском Союзе».

В связи с началом осады Севастополя начальником технического отдела флота было принято решение о передислокации группы И.В. Курчатова и «СБР-1» на Кавказ. Вечером 2 ноября 1941 г. И.В. Курчатов, Ю.С. Лазуркин и А.Р. Регель с частью оборудования вышли на плавбазе подводных лодок «Волга» в Новороссийск. Капитан судна, соблюдая режим радиомолчания, взял курс на юг в сторону Синопа, после чего повернул в сторону кавказского побережья. 4 ноября «Волга» прибыла в Новороссийск, на следующий день – в Туапсе. Конечной точкой маршрута стал город Поти, куда «Волга» с пассажирами прибыла 6 ноября.

Можно сказать, что во время командировки на Черноморский флот произошло своеобразное «оморячивание» Игоря Васильевича Курчатова. В письме, датированном 23 ноября 1941 г., он писал: «В Туапсе пришел на корабле, качало, но я, оказывается, так и остался к этому невосприимчивым, наоборот, прихожу всегда в хорошее расположение духа. Вообще все больше и больше тянет к морю. Вряд ли после войны вернусь к жизни большого города и кабинетной обстановке. «Бродяжничество» всегда было мне мило – думаю работать на флоте».

Несколько недель И.В. Курчатов работал на Кавказе, консультируя моряков-черноморцев и каспийцев по вопросам размагничивания. Только 30 декабря 1941 г. по указанию директора ЛФТИ академика А.Ф. Иоффе он убыл в Казань. 10 апреля 1942 г. за проведение важнейших работ оборонного значения И.В. Курчатов, А.П. Александров, Б.А. Гаев, В. Р. Регель, П.Г. Степанов и В.М. Тучкевич были отмечены Сталинской премией 1-й степени.

В дальнейшем под руководством и при непосредственном участии Игоря Васильевича Курчатова были разработаны первая советская атомная бомба (1949 г.), первые в мире термоядерная бомба (1953 г.) и промышленная атомная станция (1954 г.). Он стал не только научным руководителем советского атомного проекта, но и одним из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. За выдающиеся заслуги перед страной он стал трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и четырех Сталинских премий.

В 1942 г. в адрес инженер-контр-адмирала Н.В. Исаченкова было направлено ходатайство за подписью вице-президента АН СССР А.Ф. Иоффе о награждении И. В. Курчатова и его сотрудников медалями «За оборону Севастополя».

Повторное представление за подписью зам. начальника лаборатории № 2 АН СССР (в настоящее время – НИЦ «Курчатовский институт») П.В. Худякова было отправлено 17 февраля 1945 г. в адрес Севастопольского горисполкома: «При сем направляется справка на имя научного консультанта ЛФТИ (ныне академика) тов. Курчатова И.В. о его непосредственном участии в обороне Севастополя, выданная начальником технического отдела Черноморского флота инженером-контр-адмиралом Стеценко 31 января 1944 г. за № 125, и характеристика на тов. Курчатова для выдачи ему значка <так в тексте> «За оборону Севастополя»». Увы, при жизни Игорю Васильевичу Курчатову медаль так и не была вручена.

3.jpg

Открытие памятника ученым, работавшим над размагничиванием кораблей

1976 г. Севастополь. Фото А. В. Баженова 

11 июня 1976 г. возле кузницы кадров советского атомного флота – Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища – был открыт памятный знак, посвященный научному подвигу ученых и морских инженеров, разработавших способ защиты кораблей от магнитных мин. Проект знака был выполнен на общественных началах архитекторами А.И. Баглеем и А.Л. Шеффером и скульптором С.А. Чижом. В торжественном открытии принимали участие директор Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, президент Академии наук СССР А.П. Александров и другие участники событий.

В заметке, которая была опубликована в газете «Слава Севастополя» 12 июня 1976 г., приведены слова секретаря Севастопольского горкома КП(У) В.С. Макаренко, которые он произнес во время церемонии: «от имени Президиума Верховного Совета СССР исполком горсовета наградил участников выполнения работы по противоминной защите кораблей, способствовавшей героической обороне Севастополя, медалью «За оборону Севастополя».

16 апреля 1968 г. именем выдающегося физика И.В. Курчатова была названа улица в поселке Голландия на Северной стороне города Севастополя. 

С.В. Рузаев

 

Информация о создании страницы: 12.01.2023 11:47:42
Информация об изменении страницы: 12.01.2023 11:51:30,