1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. Георгий Михайлович Бериев

Георгий Михайлович Бериев

13 февраля 2023, Понедельник 10:02 Просмотров: 238

13 февраля исполняется 120 лет со дня рождения авиаконструктора Георгия Михайловича Бериева, которого можно считать одним из создателей советской гидроавиации. Вспомним севастопольские страницы биографии этого выдающегося человека.

Георгий Михайлович Бериев

Г.М. Бериев родился 31 января (13 февраля) 1903 г. в Тифлисе в семье рабочего. Еще в детстве присутствовал на показательном полете летчика Сергея Уточкина. Как впоследствии писал сам Георгий Михайлович, «событие это было необычайным и запомнилось на всю жизнь… очевидно, это первое впечатление о полете человека на аэроплане надолго запечатлелось в моем детском сознании и уже тогда родило во мне мечту о полете в воздухе».

В 1923 г. Г.М. Бериев пытался воплотить свою мечту и поступить в Егорьевскую школу летчиков, но его постигла неудача. Тогда он стал студентом Тифлисского политехнического института. В 1925 г. перевелся на авиационное отделение Ленинградского политехнического института. В 1930 г. молодой инженер стал сотрудником Конструкторского бюро по морскому самолетостроению. Известно, что в 1931 г. он принимал активное участие в испытаниях поплавкового моноплана ТОМ-1, которые проходили в Севастополе.


В том же году Г.М. Бериев вместе с другими инженерами-конструкторами был переведен в морскую бригаду № 5 Центрального конструкторского бюро при заводе № 39 им. В.Р. Менжинского (г. Москва). По своей инициативе он в рекордные сроки разработал проект морского ближнего разведчика МБР-2, который конструктивно был одномоторным монопланом с силовой установкой, расположенной на ферме выше крыла.

Уже весной 1932 г. первый прототип гидросамолета был собран и доставлен в Севастополь, на гидробазу завода № 45 для проведения мореходных и летных испытаний. На испытаниях своего детища присутствовал и сам конструктор.

2 мая 1932 г. самолет, пилотируемый известным летчиком Б.Л. Бухгольцем, совершил свой первый полет. Авиаконструктор вспоминал: «Гидросамолет без помощи катера-буксировщика подруливает к самому спуску, и я слышу первую оценку летчика: «Машина отличная. Жить будет!».

В 1934 г. началось серийное производство МБР-2, которое проходило на заводе № 31 (г. Таганрог) и заводе № 45 (г. Севастополь). Всего до 1940 г. было произведено более 1300 самолетов МБР-2, в том числе, по некоторым данным, 14 самолетов – в Севастополе (в гражданской модификации – под названием МП-1).

Летчица П.Д. Осипенко у трапа самолета МБР-2 (МП-1)

Май 1937 г. Фото Б.Е. Вдовенко


Именно на самолете МП-1 бис было установлено шесть женских мировых рекордов. Так, 2 июля 1938 г. женский экипаж в составе П.Д. Осипенко, В.Ф. Ломако и М.М. Расковой установили мировой рекорд по дальности полета на гидросамолете, беспосадочно пролетев расстояние в 2416 км за 10 часов. Стартовал экипаж в Севастополе, конечным пунктом стал Архангельск (озеро Холмовское).

К 22 июня 1941 г. самолеты МБР-2 составляли основу советской гидроавиации. На Черноморском флоте насчитывалось 139 самолетов МБР-2, которые входили в состав 119-го морского разведывательного авиационного полка, а также 16-й, 45-й, 60-й, 80-й, 82-й и 83-й отдельных морских разведывательных авиаэскадрилий. Гидросамолеты активно применялись во время обороны Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска для проведения бомбардировок, патрулирования, разведки, перевозки грузов, в качестве спасательных средств.


Самолет МБР-2 проводит воздушную разведку

Май 1942 г. 


С 1934 по 1968 гг. Георгий Михайлович Бериев последовательно занимал должности главного конструктора завода № 31 и начальника ОКБ морского самолетостроения (г. Таганрог), начальника ОКБ морского самолетостроения на заводе № 288 (г. Кимры, после эвакуации – г. Омск), главного конструктора заводов № 477 (г. Красноярск) и № 86 (г. Таганрог). Под его руководством было разработано несколько проектов самолетов и гидросамолетов, в том числе серийные – Бе-2 (КОР-1), Бе-4 (КОР-2), Бе-6, Бе-10 и Бе-12 «Чайка». Самолеты-амфибии Бе-12 до сих пор стоят на вооружении ВВС Черноморского флота.

За свои заслуги Георгий Михайлович Бериев был отмечен двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, Сталинской премией 2-й степени и Государственной премией СССР. С 1968 г. занимался научной работой, умер 12 июля 1979 г., похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.

С.В. Рузаев

Информация о создании страницы: 12.02.2023 14:19:35
Информация об изменении страницы: 13.02.2023 16:59:50,