День моряка-надводника
30 октября на кораблях и в частях Военно-морского флота России свой профессиональный праздник отмечают моряки-надводники, ставшие первыми военными моряками в истории России.
Крейсер "Профинтерн". Начало 1930-х гг.
30 октября 1696 г. Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть!». Этот день является днем основания Российского военно-морского флота. В марте 1996 г., согласно приказу главкома ВМФ, в этот день стали отмечать также день моряка-надводника. Сегодня российский флот — один из самых передовых в мире. Это мощь и гордость государства! От мужества и профессионализма моряков зависит наша безопасность.
В фондах Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя представлены многочисленные материалы, характеризующие надводные силы Черноморского флота в разные периоды его истории. В фотофонде Музея-заповедника хранится фото, запечатлевшее крейсер «Профинтерн» на севастопольском рейде в начале 1930-х гг. Крейсер украшен флагами расцвечивания. Точное время съемки и ее обстоятельства, к сожалению, неизвестны.
Крейсер был заложен на Ревельском заводе в ноябре 1913 г., при закладке получил наименование «Светлана» в честь одноименного крейсера, погибшего 28 мая 1905 г. в Цусимском сражении. 28 ноября 1915 г. крейсер «Светлана» был спущен на воду, ввод в строй планировался на осень 1917 г. Однако немецкое наступление на Ригу и Моонзундские острова создало угрозу захвата Ревеля, и корабль был переведен в Петроград. После Октябрьской революции работы по достройке крейсера какое-то время продолжались, но в марте 1918 г. прекратились. Средства на достройку корабля были выделены только в 1924 г. 5 февраля 1925 г. он получил наименование «Профинтерн». В 1928 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря (Балтийского флота). В том же году осуществил боевой поход в юго-западную часть Балтийского моря. В августе 1929 г. совместно с крейсером «Аврора» и эсминцами осуществил заграничный поход в немецкий порт Свинемюнде.
В 1930 г. вместе с линкором «Парижская коммуна» был переведен на Черное море и включен в состав Морских сил Черного моря (Черноморского флота). По одной из версий, первоначально такое переподчинение не планировалось. В ноябре 1929 г. корабли вышли в поход с целью осуществить длительное практическое плавание в Средиземное море без захода в иностранные порты. Однако сложные погодные условия в Атлантике и в Средиземном море, технические поломки вынудили осуществить заходы в порты Франции и Италии, а затем отправиться в Севастополь как наиболее близкий от Неаполя советский порт. А уже после прихода в Севастополь было принято решение оставить корабли в составе ЧФ. В 1935–1938 гг. «Профинтерн» прошел капитальный ремонт и модернизацию на Севастопольском морском заводе. В 1939 г. крейсер был переименован в «Красный Крым».
Боевые действия в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. корабль начал в августе 1941 г. Активно участвовал в обороне Одессы и Севастополя. 3 ноября 1941 г. крейсер осуществил переход в Новороссийск, эвакуировав 350 раненых, 100 мирных жителей, документы штаба ЧФ, запасные торпеды, а также ценное оборудование и механизмы. К 9 ноября вернулся в Севастополь, провел обстрел немецкой батареи в районе Качи. Перенес несколько налетов авиации противника без повреждений.
В ноябре-декабре 1941 г. участвовал в обстреле войск противника, эвакуации раненых и жителей Севастополя, конвоировании транспортов с войсками из Новороссийска в Севастополь. 20 декабря 1941 г., приняв на борт 1680 солдат, совместно с крейсером «Красный Кавказ», лидером «Харьков», эсминцами «Бодрый» и «Незаможник» он опять вышел в Севастополь. Высадив войска, крейсер в течение трех дней обстреливал немецкие позиции, а 23 декабря прибыл в Туапсе. Принимал активное участие в Керченско-Феодосийской операции.
С февраля по июнь 1942 г. крейсер «Красный Крым» восемь раз прорывался в Севастополь, доставляя подкрепления и боеприпасы, вывозя раненых и ценное оборудование. За безупречное несение боевой службы 18 июня 1942 г. крейсер был удостоен звания «гвардейский». В августе-октябре 1942 г. корабль участвовал в эвакуации гражданских лиц и частей Красной армии из Новороссийска в Батуми и Поти, прошел очередной ремонт. В феврале 1943 г. принимал участие в десантной операции у поселка Южная Озерейка. С октября 1943 г. – в Резерве Ставки Главного Командования, до лета 1944 г. находился на ремонте в г. Батуми.
5 ноября 1944 г. крейсер «Красный Крым» первым из кораблей советского флота торжественно вернулся в Главную базу ЧФ – Севастополь. В 1949 г. крейсер был переведен в состав отряда учебных кораблей ЧФ, в 1953 г. переквалифицирован в учебный крейсер, с 1957 г. – опытовое судно ОС-20, с 1958 г. – плавказарма ПКЗ-144.
7 июля 1959 г. корабль был исключен из списков флота и передан на разделку.
Старый крейсер, заложенный ещё до Первой мировой войны, с честью прошел множество морских миль, достойно вынес все испытания в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и остался в истории одним из образцовых надводных кораблей.
Никитина И.В.
Информация об изменении страницы: 29.10.2022 19:27:11,