1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. 19 октября исполняется 110 лет со дня закладки крейсера «Светлана» («Профинтерн», «Красный Крым»).

19 октября исполняется 110 лет со дня закладки крейсера «Светлана» («Профинтерн», «Красный Крым»).

25 сентября 2023, Понедельник 05:09 Просмотров: 120

19 октября исполняется 110 лет со дня закладки крейсера «Светлана» («Профинтерн», «Красный Крым»).

крейсер.jpg
Крейсер «Красный Крым» во время стоянки в Южной бухте 1941-1942 гг. Севастополь. Фото А.С. Соколенко

Крейсер был заложен на Ревельском заводе в ноябре 1913 г., однако в связи с тем, что строительство самого завода еще не было закончено, фактически его постройка началась в апреле 1914 г. 28 ноября 1915 г. крейсер был спущен на воду, через год на него установили котлы и турбины. В конце 1916 г. степень готовности крейсера составляла 81% по корпусу и 75% – по механизмам. Немецкое наступление на Ригу и Моонзундские острова создало угрозу захвата Ревеля, и во избежание захвата недостроенных кораблей немцами крейсер перевели в Петроград. В марте 1918 г. работы по достройке корабля прервались. Он был достроен только в 1924–1927 гг.

В 1925 г. корабль получил наименование «Профинтерн». В 1928 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря (Балтийского флота). С 1930 г. в составе Морских сил Черного моря (Черноморского флота). В 1939 г. был переименован в «Красный Крым». Корабль активно участвовал в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: обороне Одессы, Севастополя, битве за Новороссийск и др. В 1942 г. удостоен звания гвардейского. 5 ноября 1944 г. вместе с другими кораблями эскадры ЧФ вернулся в Севастополь. В составе флота находился до 1959 г.
За годы своей службы крейсер прошел множество морских миль. Он неоднократно прорывался с пополнением в осажденный Севастополь, принимал участие в десантных операциях и конвоировании других кораблей и судов. Приведем лишь некоторые факты из его истории.
Так, в ноябре 1929 – январе 1930 г. крейсер «Профинтерн» совместно с линкором «Парижская коммуна» совершил переход вокруг Европы с Балтики в Черное море. 22 ноября 1929 г. отряд вышел из Кронштадта. Зимняя Атлантика встретила корабли штормовой погодой, а в Бискайском заливе они попали в жестокий, десятибалльный шторм. Крен крейсера достигал 40 градусов. От ударов гигантских волн корабли получили тяжелые повреждения, и им пришлось дважды заходить во французский порт Брест для ремонта. 18 января 1930 г. крейсер и линкор прибыли в Севастополь. За 57 суток корабли прошли 6269 миль.

гвардейская лента.jpg
Крейсер «Красный Крым» во время стоянки в Южной бухте 1941-1942 гг. Севастополь. Фото А.С. Соколенко

В дни обороны Севастополя, в ходе налета немецкой авиации 2 ноября 1941 г., три самолета «Ю-88» атаковали крейсер, сбросив семь бомб. Все они упали в двадцати метрах от борта, три из них не взорвались, а от взрывов четырех бомб осколками были ранены пять краснофлотцев. На следующий день крейсер, погрузив на борт 350 раненых, 75 военнослужащих, 100 эвакуируемых, документы штаба ЧФ, 30 торпед, осуществил переход в Батуми.

21 декабря 1941 г., во время второго наступления германских войск на Севастополь, крейсер «Красный Крым» совершил доставку в город бойцов 79-й морской стрелковой бригады.

Во второй половине октября 1942 г. в составе отряда кораблей флота гвардейский крейсер «Красный Крым» участвовал в переброске 8-й и 9-й гвардейских стрелковых бригад из Поти в Туапсе. Переброска данных частей позволила остановить наступление войск вермахта в районе Туапсе и стабилизировать линию фронта.

телефонный аппарат.jpg
Телефонный аппарат центрального поста живучести гвардейского крейсера «Красный Крым»1958 г.
Из фондов Музея обороны Севастополя

В разные годы крейсером командовали: капитан 1 ранга Полушкин, капитан 1 ранга Веселаго, капитан 1 ранга Салтанов, А.А. Кузнецов, И.С. Юмашев, капитан 2 ранга М.З. Москаленко, капитан 2 ранга Ф.С. Марков, капитан 1 ранга А.И. Зубков, капитан 1 ранга П.А. Мельников.

И.В. Никитина

Информация о создании страницы: 25.10.2023 10:05:55
Информация об изменении страницы: 25.10.2023 10:09:59,