1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. 17 декабря отмечается 100-летие Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

17 декабря отмечается 100-летие Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

1.jpg
17 декабря 2023, Воскресенье 05:12 Просмотров: 56

17 декабря отмечается 100-летие Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Создание ЭПРОНа связано с попытками водолазных специалистов отыскать затонувший на внешнем рейде Балаклавской бухты в ноябре 1854 г. британский военный транспорт «Принц». На его борту находился груз медикаментов, зимнего обмундирования для британского экспедиционного корпуса, а также водолазное оборудование для подрыва затопленных в Севастопольской бухте русских кораблей, однако впоследствии распространились слухи, что на «Принце» было жалование для английских солдат (около двухсот тысяч фунтов стерлингов в золотых монетах). Эта история заинтересовала русского флотского инженера В.С. Языкова, он должен был приступить к поиску «Принца» в 1914 г., но помешала начавшаяся Первая мировая война.

2.jpg

В начале 1923 г. В.С. Языков обратился с данным предложением в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Наркомате внутренних дел РСФСР, где нашел поддержку.
23 марта 1923 г. при ОГПУ была создана опытная глубоководная партия под руководством Л.Н. Захарова-Мейера, а В.С. Языков остался непосредственным руководителем работ. К июлю 1923 г. для поиска «Принца» на московском заводе «Парострой» был изготовлен гидростат – подводная рабочая камера, способная работать на глубине до 72 м, разработанная Е. Даниленко.

3.JPG

14 июля 1923 г. камера была доставлена по железной дороге из Москвы в Балаклаву. 2 сентября 1923 г. водолазы выполнили на ней первый спуск в районе Балаклавы. К ноябрю 1923 г. глубоководная партия была преобразована в ЭПРОН. Окончательное оформление ее штата с включением в него спасательного судна «Кубанец» произошло согласно приказу ОГПУ № 528 от 17 декабря 1923 года. Начальником ЭПРОНа был назначен В.П. Пономарев, но фактически вплоть до 1930 г. его по совместительству возглавлял Л.Н. Захаров-Мейер. Характеризуя деятельность ЭПРОНа в 1929 г., последний писал, что годовой праздник ЭПРОНа как войсковой части «было приказано считать 20 декабря – день празднования ВЧК-ОГПУ». В дальнейшем Экспедиция вела отсчет времени своего существования от даты 17 декабря 1923 г. Комиссаром Экспедиции стал Я.М. Хорошилкин. В руководящую группу ЭПРОНа вошли инженеры B.C. Языков, Е.Г. Даниленко, А.З. Каплановский, водолазный специалист Ф.А. Шпакович, врач К.А. Павловский. Одними из первых водолазов ЭПРОНа были Ф.К. Хандюк, Я.Ф. Жуков и В.Т. Сергеев. Местом базирования экспедиции стала Балаклава.
Уже в 1924 г. эпроновцы достигли успехов в судоподъеме, подняв подводную лодку «Пеликан», затопленную в феврале 1920 г. при подходе к порту г. Одесса. Она лежала на глубине 16 м и представляла опасность для судоходства. Через год силами ЭПРОНа был обнаружен «Принц» (с него удалось поднять ряд предметов), были подняты миноносец № 266, судно «Перванш», эсминец «Калиакрия». В 1926 г. эпроновцы смогли поднять уже 17 кораблей и 2 подводные лодки («Орлан» и «Карп»). В 1928 г. специалисты ЭПРОНа осуществили успешный подъем английской подводной лодки «L-55», подорвавшейся на мине в Финском заливе в 1919 г., что стало началом формирования Балтийской партии ЭПРОНа. В 1929 г. ЭПРОН был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1931 г. ЭПРОН был передан в состав Наркомата путей сообщения, за организацией закрепили все судоподъемные, аварийно-спасательные, водолазно-строительные и опытно-подводные работы. Одной из самых знаменитых операций ЭПРОНа начала 1930-х годов стал подъем со дна Севастопольской бухты четырех башен линкора «Императрица Мария», взорвавшегося и затонувшего в 1916 году (по основной версии – в результате диверсии). К 1941 г. ЭПРОН являлся военизированным, хозрасчетным формированием с двойным подчинением Народному комиссариату водного транспорта и ВМФ СССР.
23 июня 1941 г. черноморская экспедиция ЭПРОНа перешла под управление штаба ЧФ. Начальником экспедиции был С.Я. Шах. С первых дней войны эпроновцы приступили к боевому обеспечению действий сил Черноморского флота.
Водолазы Л. Викулов, А. Вландис, М. Голынец, Д. Антипов, Л. Болховитин, А. Величко уничтожали мины в бухтах Севастополя, Одессы и Новороссийска. В ходе обороны Севастополя 1941–1942 гг. эпроновцы спасли 15 кораблей и судов, выполнили большой объем работ по демонтажу под водой и подъему на поверхность главных орудий семи затонувших кораблей, подняли на поверхность тысячи тонн боеприпасов, военной техники и продовольствия. Они потеряли спасательный буксир и пять водолазных катеров, погибло более двух третей личного состава севастопольской группы Аварийно-спасательной службы ЧФ (так с 1942 г. стал именоваться ЭПРОН).

4..jpg

Всего за 1941–1944 гг. отрядами аварийно-спасательной службы ЧФ была оказана помощь 129 кораблям и судам, 286 кораблей и судов снято с мели, поднято с грунта 613 затонувших кораблей и судов общим водоизмещением 227 535 тонн. Погибли и получили тяжелые ранения более двух тысяч спасателей. Это был подвиг во имя жизни нынешних поколений.
После освобождения Севастополя в 1944 г. водолазы ЧФ приняли активное участие в разминировании севастопольских бухт, в 1950-е гг. участвовали в спасении экипажей линкора «Новороссийск», подводной лодки М-351. К 1950-м годам глубина спусков водолазов спасательной службы ЧФ в специальном снаряжении достигла 250 м, к 1990-м годам – более 500 м, время пребывания под водой увеличилось до 10 суток. В настоящее время традиции спасателей продолжает Управление поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ РФ. Военные водолазы занимаются проведением поисково-спасательных, аварийно-спасательных, подводно-технических, специальных водолазных и судоподъемных работ.

Никитина И.В.

Информация о создании страницы: 15.12.2023 17:55:53
Информация об изменении страницы: 15.12.2023 17:55:53,