1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. 125 лет назад отрылось движение по Севастопольской бухте на паровых катерах.

125 лет назад отрылось движение по Севастопольской бухте на паровых катерах.

17 октября 2022, Понедельник 04:10 Просмотров: 353

125 лет назад отрылось движение по Севастопольской бухте на паровых катерах.

Открытое письмо, ялики.jpg

Открытое письмо. Летний театр, купальни

1904–1909 гг.

         На открытке на переднем плане – яличная пристань (рядом с Графской пристанью), за ней – пристань катеров

Основным видом городского транспорта в Севастополе до конца XIX в. были извозчики – наемные конные экипажи с кучером. В связи с расположением города по берегам бухт важное место в городском транспортном сообщении занимали ялики (двухвесельные шлюпки), которые содержали частные лица. Ялики перевозили пассажиров на Северную сторону, Павловский мыс, в Ушакову и Аполлонову балки, Инкерман, к вокзалу. В начале XX в. в городе было около 200 яликов. Путеводитель по Крыму писал: «В Южной бухте, у набережной всегда стоят 2–3 десятка яликов. Яличники обыкновенно берут за катание по 40 копеек в час, за переезд через бухту 15–20 копеек».


В конце XIX в. город увеличился в размерах, застроились окраины, выросла численность населения. Извозчики и яличники уже не могли обеспечить городские перевозки. В 1883 г. в городское управление поступило предложение по устройству «парового перевоза через бухту» от предпринимателей Повала-Швыковского и Маляверна, но работы, которые предполагалось начать в марте 1884 г., так и не начались. В ноябре 1893 г. на заседании Городской думы обсуждалось предложение купца Гальперина об устройстве движения по бухтам на паровых катерах, оно не было утверждено.


В августе 1896 г. городская управа подписала договор об организации сообщения по бухтам на паровых катерах с Р.К. фон Гартманом, владельцем паровых катеров в Петербурге и Нижнем Новгороде. Гартман обязался также ввести движение парома для перевозки грузов из Артиллерийской бухты на Северную сторону. Вскоре Гартман передал свои права и обязанности по заключенному с городом договору «Обществу Финляндского легкого пароходства».

 
В конце мая 1897 г. из Петербурга стали прибывать части паровых катеров, приехал механик С. Цамутали, который должен был собрать их на месте. Сборка двух первых катеров велась во временных мастерских у Артиллерийской бухты. В августе 1897 г. газета «Крымский вестник» писала: «Городская управа утвердила представленные правлением Финляндского общества легкого пароходства проекты пристаней в Севастополе: на берегу Артиллерийской бухты, на Северной стороне и на Павловском мыске. На пассажирских пристанях спроектировали павильоны для пассажиров». Газета регулярно информировала читателей о ходе строительства. Так, 20 сентября 1897 г. в ней появилось сообщение: «Закончилась забивка свай для пристани Общества Финляндского пароходства в Артиллерийской бухте. Всего вбито 27 рядов, и конец пристани далеко выдвигается в море, так как бухта здесь очень мелка. Теперь приступили к устройству пристани около городских купален на Графской».


1 (13) октября 1897 г. первый паровой катер совершил пробные рейсы. 5 (17) октября состоялось торжественное открытие парового сообщения по бухтам, а на следующий день началось регулярное движение катера между Графской пристанью и Павловским мыском. Между Артиллерийской бухтой и Северной стороной стал курсировать паром «Бельбек», построенный по специальному заказу в Швеции. Паром был рассчитан на перевозку 25–30 подвод, стоимость перевозки составляла 5 копеек.

 
Вскоре на воду были спущены еще два катера. Один катер курсировал от Графской пристани до Северной, два – от Графской пристани на Павловский мысок. Проезд с Графской на Северную сторону стоил 4 копейки, на Корабельную – 2 копейки. Позднее количество катеров увеличилось до пяти. В 1901 г. движение парома «Бельбек» прекратилось из-за его убыточности.


В 1901 г. Р.К. фон Гартман предложил городу продать все предприятие (5 катеров, склад общества, мастерские). Решение этого вопроса затянулось на несколько лет. С 1 января 1904 г. имущество Финляндского общества стало городским, предприятие назвали «Городское пароходство». В 1904 г. выручка городского пароходства составила 40 тыс. рублей. В 1908 г. заведующим пароходством был А.В. Стрельников, боцманом – В.Г. Канашкин.


В 1913 г. катера городского пароходства совершали рейсы от Графской пристани на Северную и Корабельную стороны. Стоимость проезда на Северную сторону составляла 4 копейки, на Корабельную – 2 копейки. С 9-ти часов вечера плата увеличивалась в 2,5 раза. Учащиеся и военные платили за проезд половину стоимости. Летом в выходные и праздничные дни катера совершали рейсы в Инкерман, стоимость проезда составляла 10 копеек.


К началу XX в. катера стали занимать существенное место в транспортном сообщении Севастополя.

И.А. Дьяконова


Информация о создании страницы: 17.10.2022 16:24:21
Информация об изменении страницы: 17.10.2022 16:24:21,