1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. 55 лет со дня открытия памятника морякам вспомогательного флота

55 лет со дня открытия памятника морякам вспомогательного флота

29 июля 2022 г. исполняется 55 лет со дня открытия памятника морякам вспомогательного флота.

6 (2).jpg

Памятник морякам вспомогательного флота. Севастополь, Телефонная пристань. 1972 г.

Вспомогательные суда являются очень важной составной частью любого военного флота, без которых его функционирование просто невозможно, не только в военное, но и в мирное время. Ежедневно сотни судов различного водоизмещения и назначения (санитарные транспорты, плавучие краны, мотобаркасы, плавучие доки, буксиры, аварийно-спасательные буксиры, баржи, портовые буксиры, транспорты, ледоколы, нефтеналивные суда, плавмастерские и пр.) выполняют свои рутинные обязанности по обеспечению повседневной деятельностью кораблей Военно-Морского флота.

К началу Великой Отечественной войны все вспомогательные суда военных портов и баз Черноморского флота были объединены в Отдел плавучих средств и гаваней (ОПСГ). Начальником его был назначен интендант 3-го ранга М.А. Кондратенко (22 июня 1941 года – 16 февраля 1942 года), заместителем - военинженер 2-го ранга С.И. Гаврильченко (16 февраля 1942 года – март 1943 года), в период с 22 июля 1941 года и по март 1942 года военным комиссаром был старший политрук В.Д. Резниченко, затем полковой комиссар Г.С. Дьяконов (пропал без вести).

1.jpg

2.jpg

Генерал-майор Гавриков Павел Селиверстович, командир Главного военного порта Главной базы Черноморского флота. Фото 1942 и 1947 гг. 

Управление судами вспомогательного флота в период с 22 июня 1941 года и по 9 сентября 1943 года осуществлял генерал-майор интендантской службы П.С. Гавриков, начальник Главного военного порта. Опытный офицер и умелый организатор он в сложнейших условиях лично руководил эвакуацией вооружения и средств материально-технического снабжения из Одессы, а затем из Севастополя.

3.jpg

Капитан 3-го ранга Резниченко Василий Данилович, в период с 22 июля 1941 г. и по март 1942 г., политрук, военный комиссар отдела вспомогательного флота ЧФ

После начала Великой Отечественной войны вспомогательный флот по мобилизации пополнился ещё 187 плавсредствами для самообороны (в том числе четырьмя станциями безобмоточного размагничивания), получившими артиллерийское вооружение из мобилизационных запасов. Была создана и специальная мастерская по ремонту судов. Численность вспомогательного флота была доведена до 252 единиц, общей грузоподъёмностью 40 119 тонн.

4.jpg

5.jpg

Теплоход «Абхазия», потопленный нацистской авиацией 10 июня 1942 г., у пирса № 1 Сухарной балки (аэрофотосъёмка). Фото 12 мая 1944 г.

До войны отдел располагался в Южной бухте Севастополя на Телефонной пристани. После начала войны перебрался на Кавказ, а все суда были рассредоточены по Черноморским портам, в Севастополе оставили оперативную группу: транспорты «Красная Молдавия», «Красная Кубань», «Красный водолей», «Меркурий», «Коллектор № 2» и 83 небольших плавсредства. Из «Совтанкера» (г. Туапсе) в Севастополь были переданы три танкера: «Москва», «Передовик» и «Апшерон».

Несмотря на то, что суда вспомогательного флота всегда оставались в тени своих боевых товарищей – торпедных катеров, эсминцев, крейсеров, линкоров и других кораблей Военно-морского флота, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, они выполняли широкий спектр задач. В том числе они занимались перевозкой десантов и размагничиванием кораблей, эвакуацией раненых и мирных жителей.

Моряки вспомогательного флота в тяжелейших условиях, имея зачастую на вооружении лишь малокалиберную артиллерию, под шквальным огнем противника проявили массовую доблесть, мужество, отвагу и героизм, доставляя вооружение, боеприпасы, горючее, различное военное имущество, медикаменты, провизию, маршевые пополнения, эвакуируя из города раненых и мирных жителей, культурные ценности. Часто, возвращаясь с задания, моряки пересчитывали десятки пробоин и повреждений лишь затем, чтобы быстро провести ремонт и вновь отправиться в очередной поход, который мог стать последним.

Суда вспомогательного флота принимали активное участие в снабжении осаждённых Одессы и Севастополя (только в период обороны Севастополя без сопровождения суда вспомогательного флота перевезли 10 тысяч раненых и около 25 тысяч человек личного состава Севастопольского оборонительного района), обеспечивали снабжение войск при проведении Керченско-Феодосийской, Евпаторийской, Керченско-Эльтингенской десантных операций, высадке десантов на Тамань, в Туапсе и Новороссийск.

До самого конца моряки продолжали выполнять поставленные задачи в Севастополе. Последние суда (три рейдовых катера, два мотобота, четыре буксира и шхуна) покинули осаждённый город только 1 июля 1942 года, все суда не имевшие хода были затоплены.

В память о моряках вспомогательного флота и их подвиге в годы Великой Отечественной войны 29 июля 1967 года по проекту архитектора А.Н. Гокадзе на средства и силами личного состава вспомогательных судов ЧФ на Телефонной пристани на берегу Южной бухты был сооружен и торжественно открыт памятник морякам вспомогательного флота. Он представляет собой форштевень (носовая часть корпуса корабля), высотой более 3 м., отлитый из стали. С двух сторон установлены мраморные мемориальные таблички. На одной изображена карта Черного и Азовского морей – того района, в котором действовал вспомогательный флот, и начертаны слова: «Вспомогательный флот в сражениях и походах всегда шел вместе с флотом боевым». На другой текст: «Морякам вспомогательного флота К.Ч.Ф. погибшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».  

Ильичев А.В.

Информация о создании страницы: 29.07.2022 15:02:13
Информация об изменении страницы: 29.07.2022 16:42:49,