100 лет создания акционерного общества «Крымкурсо»
11 августа исполняется 100 лет создания акционерного общества «Крымкурсо», ставшего основоположником автобусного сообщения в Крыму и Севастополе.
Коллектив управления автотранспортного акционерного общества курортного и междугороднего сообщения «Крымкурсо»
1927 г. Фото из фондов Музея обороны Севастополя
Общество было образовано 11 августа 1923 г. в Ялте для эксплуатации санаториев Южного берега и обслуживания прибывавших в Крым курортников. Для этой цели оно получило из Москвы 20 машин на 12 мест «Уайт» и «Форд». Уже в 1923 г. по маршруту Севастополь – Ялта было перевезено 7,8 тыс. пассажиров. К концу 1924 г. на ходу у «Крымкурсо» было 28 легковых автомобилей и 16 автобусов, а к 1926 г. количество автобусов увеличилось до 38 (на 494 места), а автомобилей – до 26 (на 155 мест). Проезд на автобусе «Крымкурсо» в 1926 г. до Ялты стоил 8 рублей, в легковом автомобиле – 10 рублей. В этом же году в составе общества была создана Севастопольская автоколонна, которой были переданы два первых советских автобуса московского завода АМО. Весной 1927 г. «Крымкурсо» имело 58 автобусов и 31 легковой автомобиль. На линии Севастополь – Ялта работало 22 автобуса и 14 легковых машин. До Ялты автобусы шли из Севастополя 3 часа 55 минут, с остановками в Балаклаве, Байдарах, Кикенеизе, Алупке и Кореизе. К 1928 г. Севастопольская автоколонна «Крымкурсо» увеличила свой парк до 41 автомобиля, в том числе 22 автобусов. Почти все они курсировали по линии на Ялту.
Автобус в центре Балаклавы
1957 г. Фото из архива Клуба любителей истории Балаклавы
В конце 1930 г. «Крымкурсо» было ликвидировано, а его автобусы были переданы вновь созданному севастопольскому отделению «Союзтранса». В этот период отделение приступило к запуску внутригородских автобусных маршрутов в Севастополе. Так, 20 ноября 1932 г. было открыло движение автобуса от Красной площади (ныне пл. Лазарева) через ул. Карла Маркса (ныне ул. Большая Морская), Восставших, Карантинную и Туровскую слободки до Херсонеса. Но вскоре оно было прекращено. Одновременно, ряд городских автобусных маршрутов в Севастополе в 1930-е годы открыл трест «Трансэлектро» (например, из центра города на Корабельную сторону, на гору Матюшенко – бывшую Рудольфову).
На автостанции «Севастополь»
1980 г. Фото из открытых источников
29 сентября 1936 г. на базе «Союзтранса» был организован Крымавтотрест, который стал отвечать за организацию автобусного сообщения в Севастополе. Ему же были переданы автобусы треста «Трансэлектро». В том же году был открыт внутригородской маршрут «Центр – Стрелецкая бухта», его первым водителем стал Всеволод Осипов.
В феврале 1937 г. в городе была открыта автостанция на пл. Толстого (ныне пл. Лазарева), откуда отправлялись все автобусы как междугородних, так и внутригородских линий. В апреле 1937 г. ежедневно на ЮБК уходили 25 автобусов. Было организовано автобусное сообщение с Балаклавой. В городе автобусы ходили на гору Матюшенко (3 км), до слободки Вакуленчука (4,5 км), на Корабельную сторону (6 км). В 1937 г. по городским маршрутам была перевезена 361 тысяча платных пассажиров, а по междугородним их число превысило 723 тысячи. По состоянию на 1 января 1941 г. севастопольская автотранспортная колонна имела 17 автобусов, в том числе пять ГАЗ-АА, четыре АМО-3 и АМО-4, пять ЗИС-5 и ЗИС-8, три ЗИС-16. Один из автобусов ЗИС-16 на 32 места был поставлен на линию Севастополь – Балаклава.
На время войны автобаза прекратила свою работу. В мае 1944 г. предприятие было восстановлено как Севастопольская автотранспортная колонна, с 1949 г. – автоколонна №102 Крымавтотреста. Вскоре были восстановлены пассажирские перевозки, открыто движение по маршрутам «Северная – Кача», «Севастополь – Балаклава», а также по внутригородским направлениям. 23 марта 1945 г. было возобновлено пассажирское сообщение между Севастополем и Симферополем. Перевозки осуществлялись на приспособленных под перевозку пассажиров грузовых машинах. В 1946 г. в город поступили первые автобусы ГАЗ-03-30 на 16 мест каждый, а в 1949 г. – 24-местные ЗИС-8. Во второй половине 1940-х гг. работали автобусные маршруты: на Корабельную сторону, «Вокзал – кольцо города», на гору Матюшенко, Севастополь – Передовое, Севастополь – Терновка, Севастополь – Балаклава, на слободку Вакуленчука. Стали ходить автобусы в Инкерман, в Херсонес.
В начале 1950-х гг. из состава автоколонны был выделен грузовой транспорт, и она стала исключительно пассажирским предприятием, располагавшим таксомоторным парком. В конце 1951 г. колонна имела 45 автобусов, в том числе ЗИС-8, ЗИС-155, ГАЗ-03-30. В марте 1953 г. автостанция была перенесена с пл. Ленина (ныне Нахимова) на пл. Восставших. В 1957 г. автобусы стали курсировать в район Мартыновой бухты и до Троицкой балки, в 1959 г. на Красную горку, по центральному городскому холму (маршрут № 32 от пл. Ушакова до пл. Революции), с Северной до отделения совхоза «Заря Свободы». В ноябре 1959 г. был запущен автобусный маршрут от пл. Ушакова до Диорамы на Сапун-горе.
В 1961 г. в автобусно-таксомоторном парке было 107 автобусов, в том числе 16 ПАЗ-651, 33 ЗИС-155, семь ЛиАЗ-158, 41 ЛАЗ-695, 10 ПАЗ-652, а также 47 такси М-21 и три ЗИМ-12. В 1962 г. прибыли первые шесть машин РАФ, а в 1963 г. – первый автобус «Икарус». В 1963 г. автобусы стали переходить на бескондукторное обслуживание. С 1 января 1966 г. вместо участковых тарифов на автобусах был введен единый тариф за проезд: 5 копеек.
В 1966 г. автобусно-таксомоторный парк был переименован в АТП-11114. В 1970 г. был открыт автобусный маршрут от бухты Камышовой в бухту Казачью. С 1 января 1979 г. в результате реорганизации АТП на его базе было создано два предприятия – автобусный парк АТП-11124 и таксомоторный парк АТП-11103. С 1 января 1987 г. АТП-11124 переименовано в АТП-34330, а в июле 1988 г. в АТП-14330.
Автобусы на проспекте Ген. Острякова
1980-е гг. Фото из открытых источников
В 1970-е – 1980-е годы новые маршруты охватили все новые микрорайоны Камышовой бухты, проспекта Острякова, Воронцовой горы, Северной стороны, пригородные и дачные местности. В 1990 г. в АТП-14330 было 276 автобусов и маршрутных такси, в том числе 153 «Икаруса», 88 ЛАЗ, 20 ПАЗ, 15 РАФ. Из них городские перевозки осуществляли 135 автобусов.
В начале 1990-х гг. под предлогом экономии средств и заботы об экологии конечные автобусных маршрутов с автостанции у Центрального рынка были перенесены на 5-й км Балаклавского шоссе и пл. 50-летия СССР. Однако укороченные маршруты оказались нерентабельными. Так, был отменен автобусный маршрут № 10 «5-й км – Максимова дача».
Начавшийся экономический кризис, прекращение поставок новых венгерских автобусов «Икарус», которые были основой подвижного состава, ухудшили и положение предприятия, и качество обслуживания автобусных маршрутов. Немного улучшила ситуацию покупка 27 автобусов ЛАЗ-42021. К середине 1990-х гг. у предприятия было 18 пригородных маршрутов. Некоторое время оно также продолжало осуществлять и междугородние перевозки. В 1997 г. предприятие прошло акционирование. К началу 2000-х гг. часть его подразделений выделилась в отдельные предприятия. Была ликвидирована Балаклавская автоколонна. АО АТП-14330 продолжало осуществлять автобусные перевозки вплоть до 2013 г.
Никитина И.В.
Информация об изменении страницы: 11.08.2023 16:01:55,