Онлайн марафон «Рубежи Победы. Труженики тыла». 3.
Музей обороны Севастополя присоединился к межрегиональной акции, предложенной Чувашским национальным музеем. Онлайн марафон «Рубежи Победы. Труженики тыла» объединяет партнёров международного проекта «Территория Победы».
В первой половине июле 1941 г. началось строительство оборонительных сооружений вокруг Севастополя. Как отмечал в своем отчете капитан 1 ранга А.К. Евсеев, город «с суши не был защищен, т.е. не имел абсолютно никаких сухопутных полевых укреплений». По этой причине мероприятия проводились в спешном порядке и с привлечением всех имевшихся в наличии сил и средств.
Общее руководство строительством осуществлял инженерный отдел штаба Черноморского флота, который возглавлял военный инженер 1 ранга В.Г. Парамонов. Материалы для строительства поставлялись со склада инженерного имущества № 129, бетонного завода и Мехстройзавода № 54.
Справка М.Г. Ермолаевой, машинистки завода «Молот», подтверждающая ее привлечение к выполнению оборонных работ.
Ноябрь 1941 г. Из фондов Музея обороны Севастополя.
Значительную часть работ выполняли военнослужащие севастопольского гарнизона: бойцы строительного, 178-го отдельного инженерного, отдельного саперного и 95-го отдельного строительного батальонов (сформирован в августе 1941 г.), военнослужащие Учебного отряда ЧФ, флотского экипажа, местного стрелкового полка (ежедневно – около 1200 человек), а также около 1 тыс. рабочих Строительства № 1.
3 июля 1941 г. было проведено заседание бюро горкома ВКП(б), на котором был рассмотрен вопрос привлечения жителей города к оборонному строительству. Общее руководство мероприятиями было возложено на секретаря горкома партии Б.А. Борисова и председателя исполкома Горсовета В.П. Ефремова. Секретари райкомов и председатели райисполкомов должны были взять на учет все неработающее население города, руководство предприятий обязывалось обеспечить мобилизованных инструментами.
Через несколько дней, 10 июля, было принято постановление бюро горкома, согласно которому В.П. Ефремов ежедневно должен был выделять на строительство укреплений до 2 тыс. человек, постепенно доведя количество работающих до 3-4 тыс., а также группу специалистов.
23 июля 1941 г. приказом командующего войсками Крыма генерала П.И. Батова вводилась трудовая повинность для всех граждан. Через два дня, 25 июля 1941 г., последовало соответствующее постановление начальника гарнизона г. Севастополя генерал-майора П.А. Моргунова.
Согласно приказу, была введена обязательная трудовая повинность «всех трудоспособных граждан города Севастополя и окрестностей в радиусе 25 км для выполнения оборонных работ». Не подлежали призыву мужчины до 16 лет и старше 60, женщины до 18 лет и старше 50 лет, а также временно утратившие трудоспособность, беременные женщины, инвалиды войны и труда и др. При этом о массовом привлечении рабочих оборонных заводов не могло быть речи из-за их высокой занятости.
Летом-осенью 1941 г. ежедневно к работам по созданию укреплений привлекалось свыше 2 000 жителей города и окрестных селений. Например, по состоянию на 18 июля 1941 г. только на Северной стороне оборонные работы посменно посетило 25 тысяч человек. Все рабочие и служащие оборонных предприятий закреплялись за определёнными участками и обязаны были после работы отработать на них 2-3 часа, женщины-домохозяйки – ежедневно, с общей отработкой 500-600 часов.
Кирка.
1940-е гг. СССР. Из фондов музея обороны Севастополя.
К работам по сооружению укреплений активно привлекались и ополченцы: ими было отработано на строительстве более 2 млн. часов, причем 1-й и 2-й полки занимались рытьем противотанковых рвов, траншей, окопов в районе Инкерманского спуска до шоссе Севастополь-Ялта, 4-й полк от дороги Севастополь-Ялта до шоссе Севастополь-Балаклава, 3-й и 5-й полки – от дороги Севастополь-Балаклава до мыса Херсонес.
Земляные работы были весьма трудоемкими, производились в условиях сложного скального грунта и сильной жары с утра до вечера. К 30 ноября с привлечением местного населения на главном рубеже обороны было оборудовано 173 артиллерийских ДОТа, отрыто 804 стрелковых окопа и 114 пулеметных, установлено 67,9 км проволочных заграждений, 42 208 разных мин; на тыловом рубеже 42 артиллерийских ДОТа, 74 пулеметных ДОТа и ДЗОТа, 40 км проволочных заграждений. Как отмечает А.К. Евсеев, «гражданское население облегчило положение в смысле сокращения сроков оборонительных работ под Севастополем».
С началом осады Севастополя привлечение жителей города к возведению оборонительных сооружений продолжилось, но в несколько меньших объемах. Объясняется это не только тем, что значительная масса населения была занята на оборонных предприятиях, но и наличием специализированных армейских подразделений в составе Севастопольского оборонительного района. При этом после прибытия в город инженерные и строительные подразделения были пополнены, в том числе, за счет призванных местных жителей. Из гражданских лиц был сформирован фортификационный батальон, в котором насчитывалось 360 бойцов, три автомашины, 250 кирок-лопат.
Город взял на себя обеспечение строительными материалами, шанцевым инструментом, а также оборонительными средствами. Так, в условиях осажденного города заводами «Молот», № 1, «Красный металлист» и Мехстройзаводом Инженерного отдела ЧФ массово выпускались противопехотные мины ПМД-6 и ПОМЗ-2, противотанковые мины ТМД-40 и фугасно-шрапнельные мины (всего около 400 тыс. штук всех наименований).
Помимо производства вооружения и боеприпасов, в осажденном Севастополе было организовано изготовление шанцевого инструмента. Всего за время обороны – 12 500 кирок, 8 000 лопат и 1 000 ломов.
Таким образом, власти Севастополя и жители города-героя внесли значительный вклад в строительство оборонительных сооружений, подтвердив своим самоотверженным трудом тезис о единстве фронта и тыла.
Гл. научный сотрудник С.В. Рузаев
Информация об изменении страницы: 09.10.2023 17:07:45,