День моряка-подводника

19 марта 2023, Воскресенье 06:03 Просмотров: 138

19 марта в России отмечается один из профессиональных праздников – День моряка-подводника. Эта дата была установлена приказом Главкома ВМФ РФ №253 от 15 июля 1996 г.

1..jpg

Подводная лодка «Гарибальдиец» (Л-4). 1930-е гг. Источник фото: https://voenflot.ru

19 марта 1906 г. императором Российской империи Николаем II был подписан Указ, согласно которому в официальную классификацию судов военно-морского флота России был включен самостоятельный класс кораблей – подводные лодки.

За более чем вековую историю подводный флот превратился в одну из важнейших сил ВМФ РФ. Подводные силы страны принимали участие в Первой мировой и Великой Отечественной войнах, во второй половине XX в. неоднократно несли боевую службу в Средиземном море и Мировом океане. Сегодня основу современных подводных сил ВМФ РФ составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.

В честь праздника мы расскажем об истории подводной лодки «Л-4» ЧФ II типа «Ленинец» (минный заградитель), участвовавшей в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Подводная лодка «Л-4» была заложена 15 марта 1930 г. на Судостроительном заводе № 198 имени Марти в Николаеве (первоначально именовалась «Гарибальдиец»). Спущена на воду 31 августа 1931 г. Вступила в строй 8 октября 1933 г., 14 октября 1933 г. вошла в состав ЧФ. В сентябре 1934 г. субмарина получила обозначение «Л-4», но старое название продолжалось употребляться как в официальных документах, так и в повседневной жизни.

2..jpg

Члены экипажа подводной лодки Л-4 ЧФ после вручения лодке ордена Красного Знамени

1942 г. 

22 июня 1941 г. лодка встретила в составе 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок ЧФ, находясь в среднем ремонте на заводе № 201 в Севастополе. Спешно закончив ремонт и пройдя ускоренный курс боевой подготовки, в августе 1941 г. она приступила к выполнению минных постановок. Всего в 1941 г. подводная лодка «Л-4» семь раз выходила на минные постановки, выставив в районе мыса Шаблер, у Георгиевского гирла Дуная, близ Мангалии и на подходах к Варне (у мыса Галата) в общей сложности 140 мин.

В одном из ее походов в сентябре 1941 г. принял участие К.М. Симонов, написавший об этом впоследствии стихотворение «Над черным носом нашей субмарины…».

Во время одного из походов, вечером 12 декабря 1941 г. лодка получила значительные повреждения от взрыва мины румынского заграждения «S-18», но осталась в указанном районе до конца назначенного срока. С приходом в базу «Л-4» встала на аварийный ремонт и прошла докование, продлившиеся 3 месяца.

В мае–июне 1942 г. лодка совершила 7 рейсов в осажденный Севастополь, доставив 160 тонн боеприпасов, 290 тонн продовольствия, 27 тонн бензина, эвакуировала на Кавказ 243 человека. В шестом рейсе после выхода из Севастополя «Л-4» была обнаружена сторожевыми катерами противника, после чего на субмарину 48 глубинных бомб. Прибыв в Новороссийск, экипаж лодки откачал в воду из цистерн главного балласта остатки бензина, который лодка доставляла в Севастополь. От искры из глушителя стоявшего рядом катера бензин у борта «Л-4» загорелся, пожар грозил перекинуться на носовую надстройку субмарины, где находились ящики с боеприпасами. Но, благодаря правильным и решительным действиям членов экипажа в главе с боцманом И.С. Перовым (впоследствии Героем Советского Союза), ящики с боеприпасами были выброшены в воду, пожар был быстро потушен.

3..jpg

Листовка. Герой Советского Союза мичман Иван Степанович Перов

1944 г. Издание Главного Политуправления ВМФ, Москва

Автор – художник Мальцев П.Т.

В июле 1942 г. подводная лодка «Л-4» перебазировалась в Поти, где, пройдя текущий ремонт, вновь стала привлекаться к минным постановкам. В сентябре 1942 г. лодка успешно выполнила постановку мин у побережья Крыма (в 3,5-5 милях юго-восточнее мыса Сарыч и в 5 милях юго-западнее мыса Бурнас).

23 октября 1942 г. лодка была награждена орденом Красного Знамени, став первой Краснознаменной подводной лодкой Черноморского флота. С декабря 1942 г. по март 1943 г. «Л-4» участвовала в патрулировании района выхода из Босфора и района Феодосия – мыс Чауда, в мае 1943 г. – в атаке немецкого конвоя. В июле 1943 г. подводная лодка выставила в 2-3,5 милях южнее Евпаторийского маяка 20 мин, на них в 1943 г. подорвались лихтер «EL.74» и немецкий транспорт «Santa Fe».

Подводная лодка «Л-4» принимала участие в боях по освобождению Крыма и Севастополя. Так, утром 11 мая 1944 г. наведенная воздушной разведкой подводная лодка атаковала судно из состава быстроходного немецкого конвоя в районе Севастополя, поразив танкер «Фридерикс». Эсминец «Марасешти» и охотник «Uj-108» из состава эскорта сбросили на «Л-4» 67 глубинных бомб, от разрывов которых лодка получила многочисленные повреждения, но уцелела. 15 мая 1944 г. «Л-4» благополучно завершила свой последний боевой поход, вернувшись в базу. С осени 1944 г. находилась в длительном ремонте.

16 июня 1949 г. подводная лодка получила обозначение «Б-34» и 3 ноября после завершения капитального ремонта вступила в строй. 2 ноября 1954 г. субмарина была выведена из боевого состава для использования в учебных целях и передана Севастопольскому высшему военно-морскому инженерному училищу. 17 февраля 1956 г. подводная лодка разоружена и вскоре сдана на слом. В разные годы подводной лодкой командовали: П.Н. Васюнин (1929–1934 гг.), П.И. Болтунов (1934–1936 гг.), Н.В. Тишкин (январь-май 1937 г.), Е.Т. Кашеваров (ноябрь 1937– март 1938 г.), Е.П. Поляков (март 1938–июнь 1944 гг.), П.И. Кердеев (июнь-июль 1944 г.), С.П. Горбатовский (сентябрь 1944 – декабрь 1945), Г.М. Куликов (1946–1953), В.И. Кондратьев (1953–1954).

Никитина И.В.

Информация о создании страницы: 19.03.2023 18:27:19
Информация об изменении страницы: 19.03.2023 18:27:19,