1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. 105 лет со дня затопления кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте

105 лет со дня затопления кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте

18 июня 2023, Воскресенье 08:06 Просмотров: 497

18 июня исполняется 105 лет со дня затопления кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте (Новороссийск).

18 июня 1918 г. в бухте Новороссийска было затоплено 14 военных кораблей Черноморского флота. Среди них: линкор «Свободная Россия», эскадренные миноносцы «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия», «Пронзительный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», миноносцы «Сметливый» и «Стремительный».

1..jpg

Моряки машинной группы линкора «Свободная Россия»

Июнь 1918 г. Новороссийск.

Затопление стало следствием попытки кайзеровской Германии в нарушение основ Брест-Литовского мира от 3 марта 1918 г. претендовать на обладание Черноморским флотом, притязаний на флот и Севастополь со стороны Центральной Рады, невозможности молодой Советской России противодействовать данным притязаниям.

Вторжение войск Германии и Украинской народной республики в апреле 1918 г. на территорию Крыма создало непосредственную угрозу и Севастополю, в связи с чем 23 апреля 1918 г. СНК РСФСР послал предписание и.о. командующего ЧФ вице-адмиралу М.П. Саблину и председателю Центрофлота С.С. Кнорусу готовить оборону города и эвакуацию флота в Новороссийск. Однако все указания центра командование ЧФ саботировало, вместо этого вступив в переговоры с представителями Центральной Рады и немецким командованием.

2..jpg

Икона Николая Чудотворца с линкора «Свободная Россия»

Из фондов Музея обороны Севастополя

Под давлением представителей РКП(б) делегатские собрания на кораблях ЧФ приняли решение о начале эвакуации сил флота из Севастополя и отправке отряда черноморцев на сухопутный фронт на подступах к городу. Красногвардейские отряды вели оборонительные бои у Севастополя вплоть до 29 апреля, когда наши позиции на р. Альме были прорваны противником.

29 апреля 1918 г. из Севастополя вышли 12 миноносцев и часть сторожевых катеров. 30 апреля под артиллерийским огнем противника, занявшего Северную сторону Севастополя, в Новороссийск вышла основная часть флота, однако ряд судов был вынужден повернуть назад. В Севастополе остались 15 подводных лодок (9 выведены из строя экипажами), 7 старых линкоров, 3 крейсера, 7 эскадренных миноносцев и 2 миноносца, много транспортов и вспомогательных судов.

Ушедшие корабли сосредоточились в Новороссийске в первых числах мая 1918 г. в количестве 25 вымпелов. Численность экипажей составила около 100 офицеров и 3500 матросов.

Продолжение наступления германских войск на Восточном фронте (занятие Ростова-на-Дону), осложнение обстановки на Кавказе, невозможность перевода флота в другой порт в случае создания угрозы Новороссийску, претензии Германии на ушедший из Севастополя флот – стали основными причинами принятия СНК РСФСР и лично В.И. Лениным решения о затоплении флота в Новороссийске. 10 июня 1918 г. Германия предъявила Советской России ультиматум о возврате кораблей ЧФ из Новороссийска в Севастополь в срок до 19 июня для интернирования до окончания войны.

Не собираясь возвращать флот, но понимая риск открытого отказа, советское правительство открытой телеграммой отдало приказ флоту возвращаться в Севастополь, одновременно отправив «шифровку» с приказом о затоплении кораблей и неисполнении «открытого радио». И.о. командующего флотом капитан 1 ранга А.И. Тихменев, используя открытую телеграмму как основной приказ, смог склонить часть флота уйти в Севастополь.

3..JPG

Корабельный звонок электрической сигнализации эскадренного миноносца «Пронзительный» ЧФ, затопленного в Новороссийске в 1928 г. 

17 июня 1918 г. линкор «Воля», миноносцы «Поспешный», «Беспокойный», «Дерзкий», «Живой», буксируемый «Живым» «Жаркий», «Пылкий», вспомогательный крейсер «Троян» вышли в Севастополь. Вслед уходящим судам на миноносце «Керчь» был поднят сигнал: «Судам идущим в Севастополь: Позор изменникам России!».

Оставшиеся суда приготовились к затоплению. Для организации его из центра прибыл Ф.Ф.Раскольников. По его поручению организация затопления судов легла на старшего лейтенанта В. А. Кукеля, командира миноносца «Керчь».

4..JPG

Телеграмма Ф.Ф. Раскольникова о затоплении кораблей ЧФ в Новороссийске в 1918 г. 

Утром 18 июня 1918 г. эскадренные миноносцы «Керчь» и «Лейтенант Шестаков» отбуксировали корабли на внешний рейд. В машинное отделение каждого корабля были заложены взрывные патроны. Миноносцы выходили из гавани на рейд, держа на мачтах сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!». Корабли были затоплены около 16 часов дня.

Около 10 часов вечера 18 июня, при подходе к Туапсе, с миноносца «Керчь» была послана радиотелеграмма следующего содержания: «Всем. Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель – позорной сдачи Германии. Эскадренный миноносец «Керчь».

В 1920-х гг. начался подъем затопленных в 1918 г. кораблей ЧФ. Так, в 1926 г. силами Экспедиции подводных работ особого назначения был поднят эсминец «Калиакрия» («Дзержинский»). К началу XXI века оставались неподнятыми «Свободная Россия» и «Громкий».

5..JPG

Памятник морякам революции «Погибаю, но не сдаюсь!» Часть мемориала

2019 г. Фото И. Никитиной

В 1980 г. на 12-м километре Сухумского шоссе Новороссийска был открыт Памятник морякам революции «Погибаю, но не сдаюсь!» архитектора Я.Б. Белопольского и скульптора В.Е. Цигаля.

Никитина И.В.

Информация о создании страницы: 17.06.2023 20:45:31
Информация об изменении страницы: 17.06.2023 20:45:31,