Борис Николаевич Ерёмин

31 марта 2023, Пятница 02:03 Просмотров: 296

13 марта 2023 г. исполняется 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Бориса Николаевича Ерёмина, в период освобождения Крыма и Севастополя в 1944 г. – гв. майора, заместителя командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии.

1.jpg

Генерал-лейтенант авиации Б.Н. Еремин – начальник Службы безопасности ВВС, участник освобождения Севастополя в 1944 г. Фото 1967 г.

Родился Борис Николаевич 31 марта (18 марта) 1913 г. в г. Саратове. После окончания школы № 1 работал токарем на заводе «Сотрудник революции».

Свой путь в авиации он начал в 1932 г., но еще в детстве бегал смотреть на самолеты в Солдатскую слободку на окраине города. В 1931 г. по комсомольской путевке поступил в Вольское военное объединенное летно-техническое училище, которое с отличием окончил в 1932 г. В том же году Борис Николаевич получил назначение на Дальний Восток, летал бортмехаником на тяжелых бомбардировщиках, участвовал в боях на озере Хасан.

6 августа 1938 г. он участвовал в боевом вылете и нанесении бомбового удара по японским позициям на сопке Заозерной. В 1939 г. освоил управление самолетом Р-5 и был направлен для переучивания на летчика-истребителя в Качинскую военную авиашколу, после окончания которой служил в 160-м резервном авиаполку ВВС Одесского военного округа.

Там, под Одессой, на должности командира авиаэскадрильи 22 июня 1941 г. он встретил войну. В ночь с 12 на 13 июня 1941 г. его самолет был подбит зенитной артиллерией противника. При вынужденной посадке самолет разбился, а Б.Н. Еремин с тяжелыми ранениями попал в госпиталь. Уже в августе 1941 г. он вернулся в строй, сначала в родной 160-й авиаполк, а затем был направлен в 296-й истребительный авиаполк. Сражался в воздушных боях над Днепропетровском, Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону и Крымом.

2..jpg

Самолет Як-1, подаренный колхозником Ф.П. Головатым Б.Н. Еремину в 1942 г. 

С именем Б.Н. Еремина связан один известнейший факт Великой Отечественной войны. В 1942 г. саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый на личные средства приобрел самолет Як-1 и вручил его майору Борису Николаевичу Еремину, командиру гвардейского истребительного авиаполка. На самолете сбоку, на фюзеляже, была сделана надпись: «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Еремину от колхозника колхоза “Стахановец” Головатого». Борис Николаевич прошел на нем боевой путь от Сталинграда до Севастополя.

В ходе подготовки Крымской наступательной операции особое место отводилось авиационной разведке. Борис Николаевич в своих мемуарах «Воздушные бойцы» писал, что в течение марта и начала апреля 1944 г. он с однополчанами из 31-го гвардейского полка вел активную воздушную разведку, фиксируя изменения в обороне противника. Визуальные наблюдения дополнялись фотофиксацией. В сложных метеоусловиях, в темное время суток разведчики следили не только за обороной на Перекопском перешейке, но и проникали южнее.

На летчиков была возложена ещё одна важная задача – отрезать пути снабжения вражеской группировки людьми, боеприпасами и техникой. На море блокада осуществлялась силами Черноморского флота, но по воздуху противник пытался наладить воздушный мост из аэродромов Одессы и Николаева, а позднее и с аэродромов Румынии, в Крым. Борис Николаевич получил персональное задание возглавить группу пилотов, летающих на Як-1. Благодаря слаженной работе летчиков 8-й воздушной армии снабжение крымской группировки противника было пресечено.

На должности заместителя командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии Борис Николаевич участвовал в боях по освобождению Крыма и Севастополя. В ходе операции он лично возглавлял группы летчиков для выполнения боевых заданий.

О боях 7 мая 1944 г. он вспоминал: «Наконец настал день штурма Сапун-горы. В тот день мы совершили по нескольку боевых вылетов, сопровождая Ил-2. Впечатление было такое, что на Сапун-горе нет ни одного квадратного метра чистой земли: вся она как будто состояла из сплошных огневых точек. В воздухе было столько трасс, столько огня, что трудно было понять, откуда идут эти трассы. Они как бы вырастали из самой Сапун-горы, из земли... С воздуха на Сапун-гору тоже обрушилась лавина огня. В этом потоке металла летчики-штурмовики умудрялись фиксировать огневые точки и методично их подавляли. Бой длился много часов, но все же и этот сложнейший оборонительный рубеж противника был преодолен. Взята Сапун-гора».

3. Еремин в самолете. 1944 г..jpg

Майор Б.Н. Еремин в самолете Як-3, подаренном Ф.П. Головатым. 1944 г. 

После тяжелых боев на мысе Херсонес комиссия из специалистов инженерно-авиационной службы признала самолет Б.Н. Еремина Як-1 непригодным к дальнейшим боевым действиям. По просьбе саратовцев самолет был отправлен в их город, а затем установлен на площади.

4..jpg

Летчики 73-го гв. истребительного авиаполка 6-й гв. авиадивизии, участники освобождения Севастополя в составе 8-й воздушной армии. В первом ряду 4-й справа – подполковник Б.Н. Еремин. Август 1944 г. Польша, аэродром Падев.

Узнав об этом, Ф.П. Головатый обратился к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину с просьбой о приобретении второго самолета. Разрешение было получено, и он снова собрал средства на новейший истребитель Як-3. Самолет с надписью «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!» был передан майору Б. Еремину, прилетевшему за ним в Саратов с фронта. На нем он участвовал в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, во взятии Вены.

Великую Отечественную войну он закончил в звании полковника, командиром авиадивизии. За годы войны совершил 342 боевых вылета, сбил лично и в группе 23 вражеских самолета.

После войны он окончил Военно-воздушную академию, с 1948 по 1950 гг. был советником при командующем ВВС Болгарии, в 1952-1957 гг. – начальником Качинского военного авиаучилища, в 1962-1965 гг. командовал воздушной армией и авиацией Северной группы войск, в 1965-1975 гг. был начальником Службы безопасности ВВС.

5..jpg

Выпуск саратовской газеты со статьей о Б.Н. Еремине. Декабрь 1971 г.

В 1975 г. летчик 1-го класса генерал-лейтенант авиации Борис Еремин вышел в отставку. В 1987 г. он издал мемуары «Воздушные бойцы» и «К вылету готовы» о своем боевом пути в годы войны, а также о людях, с которыми ему довелось служить.

Неоднократно Б.Н. Еремина представляли к званию Героя Советского Союза, но свою награду он получил только 5 мая 1990 г. указом Президента СССР. Он был награжден шестью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3 ст., Отечественной войны 1 ст., двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 ст., а также медалями и иностранными наградами.

6..jpg

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации в отставке Б.Н. Еремин. 1990 г.

Почетный гражданин Волгограда, Саратова и Никополя. Его именем названы улицы в Саратове и Волгограде. На здании школы, где учился Б.Н. Еремин, открыта памятная доска, а в Заводском сквере Саратова 2 июля 2022 г. на Стеле «Саратов – город трудовой доблести» увековечена фотография лётчика Ерёмина Б.Н. в самолёте Головатого Ф.П. В фондах Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя хранятся его фотографии, письма и личные вещи.

 

А.И. Андреева

Информация о создании страницы: 31.03.2023 15:26:54
Информация об изменении страницы: 31.03.2023 15:26:54,