1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

20 февраля 2022 г. исполняется 170 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (настоящая фамилия Михайловский) (1852–1906), русского писателя, инженера-железнодорожника, путешественника.

01.jpg

Н.Г. Гарин-Михайловский (1852 – 1906)

Родился Н.Г. Михайловский 8 (20 февраля) 1852 г. в Санкт-Петербурге в семье военного. Отец – Георгий Антонович Михайловский, из дворян Херсонской губернии, служил в уланах. 25 июля 1849 г. он отличился в деле под Германштадтом во время Венгерской кампании 1848–1849 гг. Георгий Михайловский, получивший лёгкую рану, был награждён орденом св. Георгия 4-й степени. После завершения Венгерской кампании Г.А. Михайловский представлялся с «образцовой командой» императору Николаю I, и государь зачислил его в лейб-гвардии Уланский полк, а позже стал восприемником (крестным) его старших детей, включая Николая. Через несколько лет Георгий Антонович вышел в отставку в чине майора.

Своё детство Николай Михайловский провёл в Одессе. Учился в одесской Ришельевской гимназии. В 1871 г. после окончания гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился здесь лишь один год. В 1872 г. поступил в Институт инженеров путей сообщения. Последний год учёбы совпал с русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Летом 1878 г., когда война ещё шла, Михайловский окончил курс со званием «Гражданский инженер путей сообщения с правом производства строительных работ».

Был направлен старшим техником в Бургас (Болгария), где участвовал в строительстве порта и шоссе. В 1879 г. «за отличное исполнение поручений в минувшую войну» получил первый из своих орденов гражданской службы. Весной 1879 г. молодой инженер, не имевший практического опыта в железнодорожном строительстве, получил престижную работу на строительстве Бендеро-Галацкой железной дороги (ныне часть Приднестровской железной дороги). Работа инженера-изыскателя захватила Михайловского, он быстро зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, начал продвигаться по службе и зарабатывать хорошие деньги.

В августе 1879 г. женился на подруге своей сестры Надежде Валериевне Чарыковой. Зимой 1879–1880 гг. Михайловский служил в Министерстве путей сообщения. Весной 1880 г. участвовал в строительстве порта в Батуме. 

В 1883 г. Николай Георгиевич купил поместье в Самарской губернии, где прожил со своей женой 3 года. Увлекшись народничеством, пытаясь доказать жизненность «общинного быта», занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей. Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально.

В 1886 г. он возобновил инженерную карьеру, построив в Уфе начало будущей Транссибирской магистрали. В 1892 г. состоялся литературный дебют талантливого инженера – была опубликована автобиографическая повесть «Детство Тёмы», напечатаны документальные очерки «Несколько лет в деревне». Печатался Николай Георгиевич в «Русской мысли». Сотрудничая с этим журналом, Михайловский достаточно близко сошелся с К.М. Станюковичем. Писал Михайловский под псевдонимом «Н. Гарин», который образовался от имени сына – Георгий, или как его звали в семье, Гари. Уже в 1893 г. появилось продолжение «Детства Тёмы» — повесть «Гимназисты». В 1895 г. издана была третья часть — «Студенты». Над четвёртой повестью этого цикла («Инженеры») Михайловский работал с 1898 г. и до смерти. А.М. Горький назвал эти книги Гарина-Михайловского «целой эпопеей русской жизни».

Н. Гарин-Михайловский много путешествовал. Результатом путешествий явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899) и другие. Писатель собрал богатые этнографические сведения, внёс огромный вклад в корейскую фольклористику, записав впервые до 100 корейских сказок (изданы в 1899).

В начале XX в. решался вопрос о соединении Ялты с железнодорожной сетью. В 1903 г. Комиссия о новых железных дорогах направила в Крым Гарина-Михайловского начальником изысканий по строительству железнодорожных линий на Южном берегу Крыма. При обсуждении проекта южнобережной линии Гарин-Михайловский отверг паровую тягу и предложил строить электрическую железную дорогу и сделать ее одной из красивейших в мире. Предполагалось строить вокзалы в генуэзском и греческом стилях, фрески на их стенах должны были изображать прекрасные виды Крыма. Сам Гарин-Михайловский мечтал «украсить путь своей железной дороги гротами, замками, башнями, постройками в мавританском стиле, арками и водопадами». В том же году результаты исследований были представлены правительству. Начавшаяся Русско-японская война (1904–1905) отодвинула планы строительства железной дороги на неопределенный срок. В советское время изыскания Гарина-Михайловского были использованы при строительстве горной троллейбусной трассы Симферополь – Ялта и автотрассы Ялта–Севастополь.

Умер писатель 27 ноября (10 декабря) 1906 г. в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Надгробие создано в 1912 г. (скульптор Л.В. Шервуд).

02.jpg

Памятник на могиле Н.Г. Гарина-Михайловского. Санкт-Петербург

В 1972 г. на Ласпинском перевале, в 33 км от Севастополя, на скале установлена мемориальная плита и барельеф Гарина-Михайловского (временно отсутствует). Автор – ялтинский скульптор Н.Л. Савицкий. Надпись на плите гласит: «При строительстве автомобильной дороги через Ласпинский перевал использовались изыскания, которые в 1903–1904 гг. осуществил Н. Г. Гарин-Михайловский, инженер-строитель, известный русский писатель».

03.jpg

Барельеф с портретом Н.Г. Гарина-Михайловского на Ласпинском перевале недалеко от Севастополя

04.jpg

Ласпинский перевал

В 1992 г. одной из новых улиц Севастополя в микрорайоне индивидуальной застройки на 7-м км Балаклавского шоссе присвоено имя Гарина-Михайловского.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский прожил удивительно яркую жизнь, оставив после себя потомкам достойные плоды своего труда.

коллаж.jpg

О.А. Завгородняя

Информация о создании страницы: 20.02.2022 12:43:58
Информация об изменении страницы: 20.02.2022 12:43:58,