1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. Григорий Миронович Смагло

Григорий Миронович Смагло

7 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Смагло Григория Мироновича, участника героической обороны Севастополя 1941–1942 гг., члена Севастопольской подпольной организации в 1943–1944 гг.

1. Смагло Григорий Миронович. [1957 г.jpg

 Смагло Григорий Миронович. [1957 г.]

Григорий Миронович родился 7 февраля 1922 г. в с. Тарановке Змиевского р-на Козачинского сельсовета Харьковской области в семье крестьянина. Окончил 4 класса Козачинской начальной школы в 1934 г., с юных лет работал в колхозе. В мае 1939 г. поступил на работу клеймовщиком на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна, через год работал там же маркировщиком. 27 сентября 1941 г. Змиевским РВК был призван на службу и распределен в морскую пехоту, несколько месяцев служил на Кавказе.

В 1941–1942 гг. краснофлотец Григорий Смагло – электрик-прожекторист 39-й прожекторной точки 61-го (с 18 июня 1942 г. – 1-го гвардейского) зенитного артиллерийского полка ПВО Главной базы Черноморского флота. В составе полка с января 1942 г. участвовал в героической обороне Севастополя. Как и тысячи защитников города, числился пропавшим без вести 3 июля 1942 г., но остался жив.

В период немецко-румынской оккупации Севастополя 1942–1944 гг. Г.М. Смагло попал в плен и вначале был размещен в сборном лагере военнопленных у маяка на мысе Херсонес. Через две недели с группой пленных был переведен в лагерь, находившийся в здании Учебного отряда ЧФ на Корабельной стороне. В своих воспоминаниях, ныне хранящихся в фондовой коллекции Музея-заповедника, Григорий Миронович писал о нелегкой доле пленников: «как и всех военнопленных лагеря, меня направили на разгрузку вагонов, барж, складов с продовольствием, обмундированием, углем и другими материалами. Нас работало семь человек русских пленных при складе. … К нам приходили гражданские жители Севастополя: ребята, женщины. …Они нам говорили, чтобы мы при возможности похищали из складов продукты и выносили за территорию складов, прятали в развалинах. Нам удалось 6-7 раз сделать это удачно, но в последний раз мы потеряли товарища, Николая, которого застрелил немец. После этого случая нас на разгрузку продуктов не посылали, а забрали в комендатуру, где учинили допрос и избили до полусмерти меня и Жору Пустовалова, прозвали меня «большой бандит», а Жору – «андер бандит». Из комендатуры нас погнали разгружать уголь…».

В лагере военнопленных на территории Учебного отряда ЧФ Г.М. Смагло через военнопленного В.И. Осокина был привлечен к деятельности подпольной организации. По заданию подполья за несколько дней участники группы со склада спецобмундирования похитили и передали подполью комбинезоны, кожаные ремни, матрацы-чехлы. Следующим поручением стала проверка стены, сложенной из морской ракушки, для оборудования лаза из подвального помещения склада.

В октябре 1943 г., во время приезда в лагерь вербовочной немецкой группы, набиравшей добровольцев в РОА, Григорий Смагло и Григорий Пустовалов в числе других военнопленных были отобраны лагерной администрацией для службы в войсках генерала Власова. В считанные дни с помощью подпольного штаба был подготовлен побег из плена, фиктивные документы для беглецов оформил староста Корабельного района М.В. Семенов. Г.М. Смагло получил новую фамилию – «Гребенюк», Григорий Пустовалов стал «Жаровым». Оба – «гражданские лица, строители пекарни в Инкермане», укрывались и получали документы на явочной квартире у Л.П. Дерябиной.

После побега по заданию подпольной организации Г. Смагло и Г. Пустовалов получили пароли и под новыми именами выехали из Севастополя для перехода через линию фронта и установления связи с командованием. О выполнении этого важного и опасного поручения Григорий Миронович писал: «Ехали мы на тендере до инкерманских штолен, замаскированные лестницей и другими вещами. Не доехав до Симферополя, получили предупреждение от кочегара: немцы пойдут с проверкой, и мы должны к тому времени уйти. Доехали до Симферополя, там стоял немецкий эшелон, впереди паровоза – два пульмана с ракушкой. Кочегар подогнал паровоз, пустил пар, и в это время мы сели в пульман. Доехали до станции Партизаны, там из посадки стали пробираться в село. Нас задержал румын, но от него нам удалось уйти. В ближайшем селе у гражданского населения мы спросили, как пройти в село Павловку. Узнали, что оно в 30 км, и решили пробираться туда, т.к. там у нас был знакомый по лагерю Попов Иван. В Павловке от отца Ивана узнали, как нам можно пробраться поближе к фронту. … На какой-то колхозной базе мы увидели, что немцы жгут колхозные амбары, магазин и всё село, тогда поняли, что они отступают. В эту же ночь мы снова вернулись к Попову, где застали уже наши части. Тогда я обратился в расположенную здесь воинскую часть и потребовал, чтобы нас доставили в штаб, что и было сделано. Там мы сообщили всё, что нам было поручено».

Оставшись при штабе контрразведки 4-го Украинского фронта, Г.М. Смагло вернулся в Крым, весной 1944 г. с частями 51-й армии дошел до Бахчисарая. После окончания боевых действий в Крыму был направлен телефонистом роты связи в 647-й стрелковый полк 216-й стрелковой дивизии 4-й ударной армии 1-го Прибалтийского фронта. Приказом командира полка подполковника Г.Э. Мельникова был награжден медалью «За отвагу». В наградной строке значилось: «в боях у населенного пункта Укри (ныне на юге Латвии – Прим. авт.) при прорыве линии обороны противника, под сильным минометно-пулеметным огнем, своевременно устранял все порывы на линии. Этим давал возможность командованию иметь непрерывную связь с боевыми подразделениями. В этом бою тов. Смагло устранил до 20 порывов на линии». В октябре 1944 г. под Будапештом Григорий Миронович получил серьезное ранение в живот, бедро и правую руку, после чего в течение нескольких месяцев находился на лечении. В феврале 1945 г. ввиду тяжести ранения был демобилизован, получил инвалидность.

33. Смагло Г.М., заседатель народного суда Великогомельшанского сельского совета. 1977 г..jpg

Смагло Г.М., заседатель народного суда Великогомельшанского сельского совета. 1977 г.

После окончания войны Григорий Смагло вернулся на родину, в 1947–1953 гг. работал в Беспаловском районном пункте Заготсено Харьковской области, затем дезинфектором СЭС Харьковского отделения Южной железной дороги. За успехи в мирном труде был награжден медалями «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», значком «Ударник коммунистического труда», неоднократно заносился на Доску Почета СЭС, избирался в депутаты сельского Совета, группу народного контроля, товарищеский суд. В феврале 1977 г. вышел на пенсию, вскоре был избран заседателем народного суда района. В числе его боевых наград – орден Отечественной войны I степени (1985 г.), медали «За оборону Севастополя» (1942 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 г.), «За боевые заслуги» (удостоен в феврале 1966 г. как участник подполья, действовавшего в годы Великой Отечественной войны), юбилейные медали. Проживал в с. Пасеки Готвальдского района Харьковской области, где умер в 2003 г.

Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя бережно хранит фотографии, документы, воспоминания, переписку, личные вещи Григория Мироновича Смагло.

А.Ф. Селиванова

 

Информация о создании страницы: 07.02.2022 17:59:57
Информация об изменении страницы: 09.02.2022 12:51:24,