1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. 80 лет со дня гибели Героя Советского Союза генерал-майора авиации Николая Алексеевича Острякова

80 лет со дня гибели Героя Советского Союза генерал-майора авиации Николая Алексеевича Острякова

24 апреля 2022 г. исполняется 80 лет со дня гибели Героя Советского Союза генерал-майора авиации Николая Алексеевича Острякова, в 1941-1942 гг. – участника обороны Севастополя, командующего Военно-воздушными силами Черноморского флота.

 1..jpg

Генерал-майор авиации Н.А. Остряков, командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота. 1941-1942 гг. Севастополь

«Если бы меня попросили назвать самого лучшего командира и человека среди лётного состава Военно-Морского Флота, я назвал бы Острякова. Я убежден, что ни один летчик Военно-Морского флота не будет оспаривать это. Героизм, скромность, умение, хладнокровие и беззаветная преданность Родине – вот это Остряков!». Так о нем отзывался Адмирал Флота СССР Н.Г. Кузнецов.

Николай Алексеевич Остряков родился 4 (17) мая 1911 г. и вырос в Москве. В 1932 г. он поступил в Центральную летную школу в Тушино, после окончания которой работал там же летчиком-инструктором. В 1933 г. перешел на работу в Высшую парашютную школу ОСОАВИАХИМа, стал испытателем парашютов, в том числе новой конструкции. В 1934 г. в числе первых Н.А. Острякову было присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР». В 1935 г. за выдающиеся заслуги и мастерство 24-летний парашютист был награждён орденом Красной Звезды. В ноябре 1936 г. в числе летчиков-добровольцев сражался в Испании, где проявил себя мужественным и смелым воздушным бойцом. Удостоен двух орденов Красного Знамени.

2..JPG

Удостоверение на право ношения и хранение револьвера ТК № 277996 Н.А. Острякова. 1935 г.

3..JPG

Мандат № 46 Н.А. Острякова, делегата XX Крымской Областной Конференции ВКП(б) с правом решающего голоса. 1939 г. Крымская АССР

4..JPG

Мандат № 0093 Н.А. Острякова, делегата XVIII Съезда ВКП(б) от Крымской организации с правом совещательного голоса. 1939 г. Крымская АССР

С 1937 г. Николай Алексеевич служил на командных должностях в различных частях Военно-воздушных сил Тихоокеанского, затем Черноморского флотов. Постановлением СНК от 8 июня 1940 г. ему присвоено звание генерал-майора авиации. В 1941 г. он окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова. Учеба длилась 5 месяцев. Выполнив все практические задания и написав отчетную работу с оценкой «отлично», Н.А. Остряков вернулся служить на Дальний Восток. Из боевой аттестации на Тихоокеанском флоте: «…Хороший методист и организатор боевой подготовки, умело подмечает недочеты боевой подготовки в частях и правильно определяет пути их устранения… В сложной обстановке спокоен и оценивает ее верно. Смелый, решительный командир. Летает на самолетах МИГ-3, И-16, СБ, УТ-1 отлично. Летать любит. Практически здоров».

5..JPG

Свидетельство об окончании генерал-майором авиации Н.А. Остряковым Курсов Усовершенствования Высшего Начальствующего Состава Военно-Морского флота при Военно-Морской Академии ВМФ им. К.Е. Ворошилова. 30 апреля 1941 г.

В конце октября 1941 г. летчик снова был направлен на Черноморский флот, на должность командующего ВВС ЧФ. Время назначения совпало с началом боев за Севастополь. Наши войска оставили Северный Крым, в распоряжении летчиков оставались несколько аэродромов в районе Севастополя, но они были в зоне огня противника. Часть сил пришлось перебазировать на Черноморское побережье Кавказа. В эти тяжелые дни в полной мере развернулся организаторский талант Н.А. Острякова. Ближайшими его помощниками были: бригадный комиссар М.Г. Степаненко (погиб в конце ноября 1941 г.), полковник В.Н. Калмыков, начальник штаба, полковник М.Д. Желанов, начальник тыла, главный инженер П.С. Земцов. За 6 месяцев пребывания на этой должности Н.А. Остряков успел познакомиться с людьми и состоянием самолетов, и днем и ночью объезжая объекты авиации Главной базы ЧФ. Под его личным руководством расширялись аэродромы, строились капониры для укрытия самолётов, убежища для командных пунктов, пилотов и механиков. Учитывая опыт войны в Испании, Николай Алексеевич сразу отметил все характерные ошибки, разрозненность действий в использовании авиации. В это время он сам часто участвовал в воздушных боях, вылетал на штурмовку войск или разведку, потому хорошо знал результаты всех боевых действий в районе Севастополя. Из воспоминаний вице-адмирала Н.М. Кулакова, члена Военного совета ЧФ: «Талантливый авиационный командир, Николай Алексеевич был человеком неутомимым, темпераментным и очень храбрым, поистине генералом-бойцом».

11..jpg

И. Губский. Генерал-майор Н.А. Остряков. Портрет. 1967 г. Холст, масло

Николай Алексеевич знал своих людей, жил их делами. Одной улыбкой мог успокоить и ободрить пилотов, совершивших какой-либо промах. Крайне занятый делами, отзывчивый и чуткий руководитель, он всегда находил время для встреч и задушевных бесед с лётчиками. Но если замечал небрежное отношение к обязанностям, нарушения дисциплины или неуважительное отношение к боевой технике, то становился строгим и суровым. Он был замечательным лётчиком, талантливым командиром, интересным человеком. Хорошо пел, играл на гитаре, отлично рисовал, был разносторонним спортсменом, увлекался книгами.

Уважение к Н.А. Острякову как к командиру и к человеку было всеобщим. На успешных боевых делах авиации ЧФ, несомненно, сказались его умелое руководство, неуемная энергия и воля. Его организаторский и боевой талант полностью раскрылся в напряжённые дни первого и второго штурмов Севастополя (в ноябре и декабре 1941 г.). Николай Алексеевич летал в паре с лётчиком-истребителем майором Н.А. Наумовым (впоследствии Герой Советского Союза). В Севастополе совершал вылеты на И-16, а затем на новой машине – Як-1. Это были продуманные и хорошо подготовленные полёты для разведки воздушной и наземной обстановки, а также контроля за действиями своих частей. Командующий всемерно поощрял даже малейшую инициативу, если от неё была польза делу. Он постоянно напоминал лётчикам: «Шаблон – самый большой враг инициативы и военной хитрости!» Высшим экзаменатором лётной выучки и мастерства Н. А. Остряков считал воздушный бой. Он часто говорил: «Боевая выучка лётчика на полигоне, в тире, воздушной зоне – лишь первая ступень совершенства. Вторая, и самая главная – само сражение».

7..jpg

Генерал-майор авиации Н.А. Остряков, командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота (слева) на аэродроме Херсонесский маяк. 1941-1942 гг. Севастополь

8..jpg

Генерал-майор Н.А. Остряков, командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота, в кабине своего самолета Як-1. 1941-1942 гг. Севастополь

Погиб Николай Алексеевич Остряков не в небе, не в воздушной схватке, а на земле от вражеской бомбы. 24 апреля 1942 г. он собирался, как обычно, проверить с воздуха работу наших штурмовиков на переднем крае противника. Но вылет не состоялся из-за приезда в Севастополь генерал-майора Ф.Г. Коробкова, заместителя командующего ВВС ВМФ СССР, с которым Н.А. Остряков вместе воевал ещё в Испании. Вскоре группа выехала осматривать авиационные мастерские в Круглой бухте. Примерно через полчаса после их приезда на объект со стороны моря со снижением прошла группа Ю-87 и отбомбилась прямо по мастерским. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в один из ангаров были убиты оба генерала и часть сопровождавших их офицеров.

Проститься с погибшими вечером 26 апреля пришли не только лётчики, но и многие командиры армии и флота, рядовые защитники непокорённого города Севастополя. Летчики были похоронены на Кладбище Коммунаров.

12..jpg

Памятник Н.А. Острякову, Ф.Г. Коробкову, М.Г. Степаненко. 1960-е гг. Севастополь. Кладбище Коммунаров

14 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Николаю Алексеевичу Острякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

10..jpg

Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза генерал-майору Н.А. Острякову. 24 января 1943 г.

Имя Н.А. Острякова навечно занесено в списки личного состава управления авиации Черноморского флота Российской Федерации. На месте его гибели установлена мемориальная доска, а на могиле, на Кладбище Коммунаров в Севастополе, воздвигнут 8-метровый обелиск. На Херсонесском мысу, откуда генерал провожал лётчиков в бой и сам поднимался в небо осаждённого Севастополя, установлен его бюст. В Городе-Герое на проспекте, названном в его честь, на мемориальных плитах у памятника авиаторам-черноморцам высечено его имя. Также его именем названы железнодорожная станция под Симферополем, школы и улицы в Москве и Владивостоке, одна из авиачастей ТОФ, судно Морского Речного Хозяйства России.

9..JPG

Парадный мундир, пояс и фуражка. 1940-е гг.

6..jpg

Несессер Н.А. Острякова. 1930-1940-е гг.

В фондовой коллекции Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя представлен большой персональный фонд Н.А. Острякова. Особый интерес представляют несессер с набором всего необходимого на фронте, фото и документы, рассказывающие о разных периодах жизни отважного летчика, парадный мундир и портрет.

И.Г. Беликова

Информация о создании страницы: 24.04.2022 20:53:10
Информация об изменении страницы: 24.04.2022 20:53:55,