1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. 65 лет со дня создания Балаклавского района г. Севастополя

65 лет со дня создания Балаклавского района г. Севастополя

24 апреля исполняется 65 лет со дня создания Балаклавского района г. Севастополя.

Балаклавский район г. Севастополя был образован согласно Указу Президиума Верховного Совета УССР «О некоторых изменениях в составе районов Крымской области и г. Севастополя» от 24 апреля 1957 г. и Распоряжению Исполкома Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от 10 мая 1957 г. Он занимает южную и восточную часть территории города и простирается от м. Виноградный на западе до м. Сарыч на юго-востоке. В настоящее время в его составе насчитывается 4 муниципальных округа: Балаклавский, Орлиновский, Терновский, г. Инкерман.

В честь юбилея района вспоминаем интересные факты из его истории и хотим рассказать об одном из эпизодов деятельности ведущего предприятия Балаклавы, Балаклавского рудоуправления им. А.М. Горького, в конце 1950-х–начале 1960-х гг.

1.jpg

Самосвал-автопоезд ЯАЗ-210Т (грузоподъемностью 25 тонн) во время испытания на Псилерахском карьере Балаклавского рудоуправления им. А.М. Горького. [1962 г.] 

Предприятие возникло в 1930-е гг. для разработки месторождений мраморовидного известняка в Балаклаве. Его продукция используется, прежде всего, в металлургической промышленности. В конце 1950-х гг. предприятие приступило к разработке Псилерахского карьера, находившегося на значительном отдалении от Балаклавской дробильно-обогатительной фабрики (до 2019 г. находилась на Западном берегу Балаклавской бухты). В связи с этим возросла потребность в специальной карьерной автомобильной технике. Однако на тот момент советская автомобильная промышленность серийными поставками не смогла удовлетворить данную потребность.

Выход из положения был найден благодаря работе рационализаторов рудоуправления. Заведующий гаражом И.Р. Семиглазов, старший механик А.М. Холодняк и бригадир ремонтников В.Г. Щегольцев предложили проект модернизации 18 самосвалов МАЗ-205 и одного ЯАЗ 210-Е по принципу автопоездов (использование жестких автоприцепов). Эти автопоезда демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства в Москве в 1961 г. и были рекомендованы для массового выпуска на автозаводах страны.

В фондах музея-заповедника хранится фото, запечатлевшее испытание на Псилерахском карьере Балаклавского рудоуправления им. А.М. Горького автопоезда, разработанного на базе автомобиля ЯАЗ. Модернизация самосвала ЯАЗ-210-Е, производства Ярославского автозавода (основан в 1926 г., ныне Ярославский моторный завод), выполнена в 1961 г. Основной принцип формирования самосвала-автопоезда – конструирование полуприцепа с усиленной платформой и трехкольцовым гидроподъемником, включенным в раму стандартного самосвала ЯАЗ-210-Е. За счет жесткого сцепления прицеп был неотъемлемой частью автомобиля (поэтому он и был назван автопоездом). На раме шасси был установлен дополнительный надрамник, что позволило увеличить размер кузова в два раза. Все это позволило повысить объем подъема груза этого самосвала-автопоезда до 25 тонн (тогда как объем подъема груза стандартных самосвалов на тот момент была 10 тонн). Модернизованный автомобиль получил марку ЯАЗ-210-Т.

Модернизованные машины отработали на карьерах БРУ не менее 5 лет, до середины 1960-х гг., пока советская автомобильная промышленность не смогла ввести в серию новую специальную карьерную автомобильную технику и в большей мере удовлетворить спрос на нее не только рудоуправления, но и других подобных производств.


Никитина И.В.

Информация о создании страницы: 24.04.2022 10:08:58
Информация об изменении страницы: 24.04.2022 10:08:58,