1. Научная деятельность
  2. Статьи сотрудников
  3. 239 лет Черноморскому флоту России

239 лет Черноморскому флоту России

13 мая исполняется 239 лет Черноморскому флоту России.

Праздник «День Черноморского флота» был установлен приказами главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 433 от 19 декабря 1995 г. «О введении годовых праздников флотов и Дней моряка-подводника, моряка-надводника, инженера-механика, морской пехоты, авиации ВМФ» и № 253 от 15 июля 1996 г. «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».

После включения Крыма в состав России в апреле 1783 г. были приняты меры по укрепление южных границ государства, созданию флота на Черном море. Местом для базирования флота выбрали Ахтиарскую бухту (ныне Севастопольская бухта). В январе 1783 г. командующим «заводимым на Черном и Азовском морях флотом» был назначен вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев. 2 (13) мая 1783 г. 11 судов Азовской флотилии под командованием Ф.А. Клокачева вошли в Ахтиарскую бухту. Эта дата считается днем создания Черноморского флота.

В фондах Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя хранятся фотографии, документы, личные вещи, награды, раскрывающие основные этапы истории Черноморского флота от его создания в конце XVIII в. до наших дней. Сегодня мы хотим рассказать об одном из предметов из фондового собрания музея-заповедника.

Морской сигнальный навигационный прожектор типа МНСП-250 с крейсера «Молотов» («Слава»). 1950-е гг. Вид сбоку.jpg

Морской сигнальный навигационный прожектор типа МНСП-250 с крейсера «Молотов» («Слава»). 1950-е гг.jpg

Морской сигнальный навигационный прожектор типа МНСП-250 с крейсера «Молотов» («Слава»). 1950-е гг. 

Это морской сигнальный навигационный прожектор типа МНСП-250 с крейсера «Молотов» («Слава») 1950-х гг. В фонды музея он поступил в 1978 г. от администрации судоразделочной базы «Вторчермета» в Инкермане. Прибор состоит из фонаря и опоры для установки прибора на месте работ (отсутствует). Он является прибором направленного действия и предназначается для дальней светосигнальной связи кораблей с кораблями и береговыми постами белым, красным или зеленым лучом, а также инфракрасным лучом за счет применения специального светофильтра. Внутри фонаря укреплены: отражатель диаметром 230 мм, держатель патрона, патрон с лампой, жалюзи, клеммная колодка и выключатель. На переднюю часть фонаря надевается крышка белого или трехцветного луча, которая имеет защитное стекло, предохраняющее отражатель, лампу и жалюзи от прямого попадания воды (брызг дождя) и снега. Жалюзи предназначены для открывания и закрывания освещенного отражателя, т. е. передачи знаков телеграфной азбуки Морзе посредством изменения положения створок рычагом. Рычаги передачи установлены на верхней части крышки. При нажатии любого из них открываются не все створки жалюзи, а только четыре – против соответствующего светофильтра. К сети прибор подсоединяется с помощью трехжильного экранированного кабеля со штепселем. Работать с прибором можно непосредственно с рук сигнальщика, используя ремень, надеваемый через плечо и крепящийся концевыми петлями к прибору.

«Молотов» – легкий крейсер ВМФ СССР типа «Максим Горький» проекта 26-бис. Корабль был спущен на воду 4 декабря 1939 г., 14 июня 1941 г. вступил в боевой состав эскадры Черноморского флота, принимал активное участие в обороне Севастополя 1941–1942 гг. Совершая рейсы с Кавказа в Севастополь, при подходе к городу вел огонь по скоплениям живой силы и техники, подавлял батареи противника. В 1941–1942 гг. доставил в главную базу ЧФ 9440 бойцов и командиров, подразделение «катюш», 560 орудий, 45 минометов, 16 800 винтовок, 3680 автоматов и пулеметов, 10 вагонов авиабомб, 145 вагонов боеприпасов. Ночью 3 августа 1942 г. вследствие повреждений от прямого попадания торпедой с вражеского самолета, корабль потерял 20 м кормовой части корпуса. 31 июля 1943 г., после ремонта и установки кормовой части от эсминца «Фрунзе», «Молотов» вернулся в строй, 3 августа 1957 г. был переименован в крейсер «Слава». 4 апреля 1972 г. крейсер был исключен из состава флота и впоследствии разобран на металл в Инкермане.

Никитина И.В.

Информация о создании страницы: 13.05.2022 10:32:26
Информация об изменении страницы: 13.05.2022 10:36:36,