Все экспозиции

Экспозиция

На первом этаже здания Панорамы размещена экспозиция «Панорама Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – памятник народному подвигу».

В витринах, которые стилизованы под бортовую обшивку парусного корабля XIX в., размещены экспонаты, посвящённые Крымской войне 1853–1856 гг. и её главному событию – 349-дневной обороне Севастополя. На карте Европы обозначены страны-участницы Крымской войны, на литографиях – виды Севастополя середины XIX в., эпизоды морских и сухопутных сражений, оборонительные укрепления города.

Первый раздел экспозиции даёт представление о ходе севастопольской обороны, особенностях её организации, итогах. Здесь представлены портреты, личные вещи и документы, оружие, награды участников обороны, диорама «Подземно-минная война в Севастополе» (художники Б.Н. Беляев и В.И. Гранди).

Следующие разделы посвящены созданию и воссозданию севастопольской Панорамы. Музейные реликвии начала прошлого века рассказывают о работе Ф. Рубо над живописным полотном, о строительстве для Панорамы специального здания на Историческом бульваре, ее судьбе в период Великой Отечественной войны.

В экспозиции представлены одиннадцать этюдов, зарисовки с натуры и эскизы, выполненные Ф.А. Рубо в качестве подготовительного материала к Панораме «Штурм 6 июня 1855 г.», два спасенных фрагмента панорамы.

Произведения изобразительного искусства, документы, фотографии раскрывают этапы воссоздания Панорамы в 1951–1954 гг., знакомят с художниками, принимавшими участие в этой работе.

Винтовая лестница ведёт из экспозиционного зала на смотровую площадку Панорамы.

Смотровая площадка

По замыслу автора Ф.А. Рубо, смотровая площадка панорамы – вершина Малахова кургана в день первого штурма Севастополя 6(18) июня 1855 г. Во время обороны Малахов курган был ключевой позицией на подступах к Севастополю. Здесь в день первого штурма неприятель наносил главный удар. Начальник инженерных войск французской армии генерал Ниэль отмечал: « …овладение Малаховым курганом вскоре повлекло бы за собой сдачу всей крепости». Курган штурмовали 11 тысяч французов против 5 тысяч защитников.

Панорамная форма картины позволяет показать происходящие одновременно на большом пространстве эпизоды с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). Основу композиции панорамы составляют батальные сцены. На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города. Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал П.С. Нахимов, генерал С.А. Хрулев и другие.

Автор продумал композицию таким образом, чтобы показать все этапы штурма города и оборонительного боя за Малахов курган. Сначала зритель видит происходящее в тыловой части Малахова кургана и на подступах к нему. Затем, перемещаясь по смотровой площадке вправо, постепенно приближается к кульминации сражения – рукопашной схватке с французами на батарее Жерве. 6 июня 1855 г произошло первое серьезное поражение французско-английской армии.

По мастерству исполнения, художественной правдивости и исторической точности изображения севастопольская панорама является одним из лучших произведений этого вида искусства.