С днем работника транспорта!

20 ноября — День работника транспорта. Поздравляем всех, кто трудится в отечественном транспортном комплексе, вносит огромный вклад в развитие экономического и экспортного потенциала государства, делает жизнь миллионов людей мобильной и комфортной.

В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. железная дорога Крымского полуострова была важной артерией для снабжения советских войск и давала возможность наносить удары по врагу, используя бронепоезда. В 1941–1942 гг. против войск 11-й немецкой армии на территории Крыма действовали 7 бронепоездов: № 1 «Войковец», № 2 «Смерть фашизму!», «Орджоникидзевец», «Смерть немецким захватчикам» (№ 74 «Керченский рабочий»), «Горняк», «Севастополец», №5 «Железняков». Их строили, на них воевали в том числе и те, кто в мирное время перевозил пассажиров. Почти все поезда погибли до октября 1941 г., либо на Крымском фронте весной 1942 г., за исключением одного.

Броневой поезд № 5 «Железняков» Береговой обороны Главной базы Черноморского флота принимал активное участие в обороне Севастополя 1941–1942 гг. Он был построен в сентябре-октябре 1941 г. по проекту инженерного отдела Черноморского флота Севастопольским морским заводом им. С. Орджоникидзе. Командовали бронепоездами: капитан Г.А. Саакян (15.10–12.12.1941 г.), лейтенант Чайковский (12-15.12.1941 г.), военинженер 3 ранга М.Ф. Харченко (15.12.1941 – 3.07.1942 гг.). Военкомом был батальонный комиссар П.А. Порозов.

1.

Бронепоезд «Железняков», построенный рабочими Севморзавода и железнодорожниками Севастополя
1941 г. Фото В. Микоши

2.Согласование плана совместной боевой операции. Слева направо: подполковник И.М. Рупасов, начальник артиллерии 172-й стрелковой дивизии Приморской армии, батальонный комиссар П.А. Порозов, военком, военинженер 3 ранга М.Ф. Харченко, командир бронепоезда №5 «Железняков»
Декабрь 1941 г. Севастополь

5.

Бойцы бронепоезда № 5 «Железняков» в минуты отдыха
1942 г. Севастополь. Фото Н. Аснина

Судьба этого бронепоезда в истории боевого применения боевых железнодорожных поездов во многом уникальна – это редчайший случай длительного (8 месяцев) активного (более 140 боевых рейсов) и эффективного использования бронепоезда в условиях жесткой позиционной обороны. Причиной этому было оперативное восстановление железнодорожной ветки на всем протяжении боев, а также то, что «Железняков» представлял собой бронепоезд индивидуальной постройки, спроектированный для работы в специфических условиях конкретной местности. Работами по бронировке состава руководил инженер Севастопольского морского завода М. Калинин. Бронеплощадки выполнялись на базе 60-тонных платформ с широким применением электросварки. Бронировка – каркасного типа, двухслойная с бетонной заливкой. Орудия монтировались в штатных полубашнях с толщиной брони 6 мм. В состав бронепоезда входили: бронедрезина с экипажем из семи разведчиков и трех мотористов, вооруженная тремя станковыми пулеметами; один бронепаровоз серии «Ов» и вспомогательный (черный) серии «Эл». На каждом паровозе работали три машиниста и два кочегара. Для восстановления полотна были сформированы саперный и железнодорожный батальоны. На вооружении бронепоезда были 3х76-мм универсальные морские орудия 34-К на полноповоротных установках, способные вести огонь как по наземным (включая навесную стрельбу), так и по воздушным целям; 2х76-мм орудия Лендера обр. 1914 г., пригодные для стрельбы по воздушным и наземным целям. Систему вооружения удачно дополняли 8х82-мм миномета, 4 крупнокалиберных пулемета Дегтярева — Шпагина и 10 станковых пулеметов. Бронепоезд был приспособлен к гибкому ведению боя как прямой наводкой с открытых позиций, так и навесной стрельбой с закрытых позиций, что было крайне важно в условиях сильно пересеченной местности. Важным фактором его успешной работы была тщательная подготовка выходов к передовой. В итоге бронепоезд мог на предельной скорости выйти на позицию и после короткой пристрелки, с подачи корректировщиков, переходить на поражение целей.

7.

Орудийный расчёт старшины 1-й статьи В.Д. Дробины, комендора бронепоезда№ 5 «Железняков»
1942 г. Севастополь. Фото Н. Аснина

9.

Бронедрезина бронепоезда № 5 «Железняков» вышла на разведку
1942 г. Севастополь. Фото Н. Аснина

10.

Расчет 82-мм минометов бронепоезда №5 «Железняков» готовится к бою
1942 г. Севастополь. Фото Н. Аснина

Первую боевую стрельбу по противнику бронепоезд провел на рассвете 7 ноября 1941 г. с огневой позиции западнее 1 км Камышловского моста по целям восточнее и северо-восточнее с. Дуванкой (современное с. Верхнесадовое). Стреляли одновременно и орудия, и минометы. Огнем бронепоезда была подавлена одна артиллерийская батарея и одна огневая точка противника. 8 и 9 ноября 1941 г. бронепоезд вел огонь по скоплению войск противника в Бельбекской долине. В декабре 1941 г. активной стрельбой из района Инкерман – Мекензиевы Горы он поддерживал войска 3-го и 4-го секторов обороны. На виду у противника, занявшего позиции у р. Бельбек, бронепоезд выходил из Мекензиевой выемки и прямой наводкой вел минометный и пулеметный огонь. После 3-5-минутного огневого налета бронепоезд быстро уходил в укрытие. 22 декабря 1941 г., увлекая за собой отходивших бойцов, бронепоезд ворвался на занятый противником полустанок Мекензиевые горы и начал стрельбу из всех видов оружия в обе стороны, уничтожая вражеских солдат, машины, бронетехнику, находившиеся на полустанке. Особенно отличились орудийные расчеты Л.И. Дроздова, П.К. Данилича. Это они быстро подавили вражескую батарею, которая прикрывала путь к полустанку. После боев за полустанок противник следил за действиями бронепоезда и разрушением полотна, и завалом выходов из траншей старался запереть его в туннелях.

11.

Бронепоезд №5 «Железняков» выходит на боевую позицию
Март 1942 г. Севастополь. Фото К. Ряшенцева

12.

Паровоз бронепоезда № 5 «Железняков» ведет грузовой состав Севастопольского участка Крымского отделения Приднепровской железной дороги
1960-е гг. Севастополь. Инкерман. Фото В. Акуленко

19 июня 1942 г. в результате бомбардировки в Троицком туннеле произошел обвал, в результате которого бронеплощадка с двумя орудиями бронепоезда «Железняков» и бронедрезина с тремя пулеметами были засыпаны. Экипаж разобрал завалы и вывел бронепоезд с оставшимися бронеплощадками. 27 июня 1942 г. бронепоезд с утра вышел из Троицкого туннеля для выполнения боевой задачи, встал на огневой позиции в районе ГРЭС и выпустил по противнику несколько десятков снарядов. Очередной авианалет противника заставил командира увезти бронепоезд в туннель. Последняя площадка не успела войти, так как попаданием крупной авиабомбы вход в него был разрушен, бронепоезд был блокирован и частично засыпан в Троицком туннеле. Оставшийся в строю личный состав снял с бронеплощадок уцелевшее вооружение и занял сухопутную оборону в районе Килен-балки, где продолжал сопротивление, затем отошел на м. Херсонес и 35-ю береговую батарею. Большая часть личного состава считается пропавшей без вести в боях за Севастополь 3 июля 1942 г.

Рядом с железнодорожным вокзалом и автовокзалом Севастополя установлен паровоз Эл-17-2500 бронепоезда № 5 «Железняков» (1922 года выпуска). Паровоз был вспомогательным, водил бронепоезд наравне с основным бронепаровозом все 250 дней героической обороны города в 1941–1942 гг. После войны паровоз был восстановлен и, приписанный к депо г. Джанкоя, водил поезда по крымским магистралях до середины 1970-х гг.

24 октября 1967 г. из Джанкоя в Севастополь его доставила бывшая фронтовая бригада: машинист М.В. Галанин, помощник машиниста Е.И. Матюш, кочегары В.Г. Иванов и Ф.Ф. Черкашин. На митинге присутствовали бывшие военнослужащие бронепоезда «Железняков»: В.А. Головенко, Н.И. Александров, О. Доронькина, а также многочисленные жители и гости Крыма и Севастополя. 28 октября 1967 г. паровоз как реликвия боевой славы был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя (ныне ФГБУК «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник») и занял достойное место среди прочих памятников города.

13Б

13В

Митинг, посвященный передаче паровоза бронепоезда № 5 «Железняков» в дар Музею героической обороны и освобождения Севастополя
24-28 октября 1967 г. Симферополь – Севастополь

Рядом с памятником «Бронепоезд «Железняков» расположена выставка «Железная дорога Крыма: история и современность». Она посвящена 75-летию Великой Победы и 145-летию Лозово-Севастопольской железной дороги и рассказывает об истории железной дороги Крыма и Севастополя с 1875 года до наших дней. Разделы экспозиции знакомят с участием железнодорожников в героической обороне города в 1941-1942 гг., историей создания и боевой деятельностью бронепоезда № 5 «Железняков» Береговой обороны Главной базы Черноморского флота. Особый интерес представляет материал о строительстве Керченского моста в 1944 году и Крымского моста через Керченский пролив в 2019 году. Увидеть выставку может любой желающий. Добро пожаловать!

TrcVG38Yesk

xJIbWkwmptY

И.Г. Беликова