Фестиваль «Русская Троя» станет традиционным

28-29 октября 2017 г. на Историческом бульваре проходил Первый Международный военно-исторический фестиваль «Русская Троя», посвящённый событиям и героям Крымской войны. Познавательные, зрелищные мероприятия музейного праздника привлекли внимание севастопольцев и гостей города. По данным силовых структур, фестиваль посетили около 10 тысяч человек. В шествии участников фестиваля по центру города приняли участие 700 человек.

«Мы увидели, что такой формат музейных праздников востребован, получили много позитивных отзывов от посетителей, – резюмировал директор Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Николай Мусиенко. – Перед фестивалем и сразу после прошли сильные дожди, и то, что их не было во время проведения «Русской Трои», можно назвать настоящим чудом. Скорее всего, в следующем году мы выберем для фестиваля более ранние даты сентября-октября. Неизменной останется ориентация всех мероприятий на детскую и молодёжную аудиторию».

Всего на «Русскую Трою» приехали представители 14 клубов, занимающихся реконструкцией мирного быта и военных действий времён Крымской войны. По приглашению Музея в фестивале приняли участие потомки героев Крымской войны.

Реконструкция сражения

Ярким событием фестиваля стала  реконструкции боя за Севастополь, в которой приняло участие около 200 человек. Зрители увидели, как совершает вылазки легендарный разведчик – матрос Пётр Кошка, как Даша Севастопольская выносит с поля боя раненых. Центральным эпизодом стало отражение русским бастионом нападения французов и англичан. Примечательно, что в этих местах – на территории 4-го бастиона – действительно шли боевые действия, и бастион так и не был взят неприятелем. По сюжету реконструкции также атака была отбита, это вызвало радостные эмоции у публики.

Русская Троя (53)

«Показанный бой не имеет точной исторической даты, это могло быть и лето, и осень любого из 349 дней обороны города, – пояснил комментатор реконструкции, военный историк Сергей Ченнык. – Формат реконструкции – дисплей-показ. Он допускает небольшие отступления в облике участников. Это новый формат для Крыма, но сейчас именно такие мероприятия популярны в Европе. Городу такой фестиваль нужен. Построенная батарея приближена к реальности, но многое ещё предстоит сделать, есть желание развивать эту площадку, буду вносить предложения».

Построенный редут с пятью корабельными пушками (две из которых – настоящие участницы Крымской войны) – это только первая очередь возведения укреплений. К фестивалю «Русская Троя» 2018 года будет закончена вторая очередь.

«Мы планируем, что на этой площадке будет 8 пушек. Проект второй и третьей очереди уже разработан, после завершения строительства всех укреплений в реконструкции смогут принимать участие до 500 человек, – сообщил директор Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Николай Мусиенко. – Эта площадка станет частью многих экскурсионных маршрутов, уже есть планы по съёмке здесь исторических фильмов. Когда мы начинали строительство редутов, вывезли отсюда более 3 тысяч кубометров мусора, накапливавшегося тут десятилетиями. Теперь эта часть парка Исторического бульвара  совершенно  преобразится».

В реконструкции приняли участие курсанты 3 и 4 курсов Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища им. П.С. Нахимова. «Участие в фестивале курсантов училища, носящего имя адмирала П.С. Нахимова, погибшего на бастионах Севастополя в период Первой обороны, осуществляется в рамках факультатива по изучению истории Черноморского флота», – пояснил начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота Вячеслав Трухачёв. Подобные мероприятия – составляющая патриотического воспитания молодых людей, будущих офицеров.

Интерактивные зоны

Юных  посетителей «Русской Трои» – детей, школьников, студентов–  больше всего заинтересовали интерактивные площадки фестиваля, на которых «гражданские реконструкторы» продемонстрировали быт середины XIX столетия. На уроках «живой истории» гостям фестиваля показывали гончарную мастерскую, где можно было вылепить глиняный горшок собственными руками, кузницу, ретрофотоателье.

DSC_6144

В школе каллиграфии дети писали письма настоящими гусиными перьями и чернилами, а потом эти письма запечатывали сургучом со штампом «Русская Троя».

DSC_6413

Ребят, прошедших обучение стрельбе из орудия, «посвящали в артиллеристы».

В интерактивной зоне посетителям фестиваля показали полевой госпиталь и работу в нём основателя военно-полевой хирургии Николая Пирогова.

DSC_6223

О знаменитом хирурге во времена Первой обороны Севастополя ходили легенды. Говорили, что он способен пришить голову мёртвому и вернуть его к жизни. Именно в это время Пирогов  ввёл в обращение гипсовые повязки для правильного сращивания переломов костей, начал использовать наркоз при операциях, чем спас жизни многим защитникам города.

DSC_6224

Военные реконструкторы из клубов «Альма» и «Минский пехотный полк» показали жизнь и быт русского лагеря в 1854 году: как солдаты готовили еду и чем занимались в свободное время, когда не воевали и не дежурили на боевых постах.

IMG_9156

IMG_9141

4 книги, 7 выставок и один детский конкурс

С конца сентября 2017 г. Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя проводил детский творческий конкурс «349 дней мужества и славы», посвященный обороне Севастополя 1854–1855 гг. Ребята представили свои работы в двух номинациях: «Рисунок» и «Мультимедийная презентация». В дни фестиваля прошло награждение победителей конкурса дипломами, ценными подарками и семейными сертификатами на посещение объектов Музея. Лучшие работы опубликованы на сайте учреждения.

a5_BwCnv7Mc

В первый день «Русской Трои» прошла презентация четырёх книг, изданных Музеем. Это книга для детей о подвигах легендарного защитника Севастополя – «Девять жизней матроса Кошки» Д. Маслова, научный труд «Револьверы Крымской войны» С. Ченныка – первая книга из серии «Крымская война в деталях и фактах» и два репринтных издания из фондов Музея: «Путеводитель Севастополя» (1907 года) и «Оборона Севастополя и его славные защитники» К. Лукашевич.

За два дня фестиваля на Историческом бульваре провели семь выставок. В экспозиции  «Русская Троя глазами художников» посетителям показали литографии, гравюры, акварели и рисунки из фондовой коллекции Государственного Музея героической обороны и освобождения Севастополя, посвященные событиям героической обороны Севастополя 1854–1855 годов.

DSC_6454

Выставка «Севастополь. Страницы истории славной» расположилась прямо на газонах Исторического бульвара: стенды с фотографиями рассказывали об этапах становления города.

DSC_6268

Также в эти дни работала выставка детского рисунка «От Владимира до Владимира», выставка Севастопольского Морского собрания, фотовыставка «Крымская война 1853-1856 гг.» Александры Благининой. Музей истории Балаклавы представил предметы из своей коллекции.

Научные сотрудники Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя представили общественности артефакты, найденные на Историческом бульваре во время подготовки военно-исторического фестиваля «Русская Троя»: пулемёт Дегтярёва, винтовку Мосина, ядра, осколки мин и бомб. Для обеспечения безопасности проведения мероприятия был обследован земельный участок общей площадью более 6 га, обнаружено 48 взрывоопасных предметов.

Мифы и реальность Крымской войны

В исторической дискуссии, которая состоялась в Культурно-выставочном центре Музея, приняли участие представители научного сообщества России.Трансляция дискуссии велась на канале сайта «Культура.РФ». Российские историки, обсуждая мифы и реальность Крымской войны, пришли к выводу, что необходимо пересмотреть роль личности князя Александра Сергеевича Меншикова в истории. В советские годы князя  называли бездарным полководцем и считали, что по вине этого человека Крымская война была проиграна.

«Сейчас мы публикуем дневники Александра Меншикова. Это поможет пересмотреть взгляд на события Крымской войны и то, что им предшествовало, – заявил во время круглого стола Александр Ефимов – руководитель Центра русского фольклора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. – Избавление от мифов должно начинаться с публикации первоисточников. Поэтому мы учредили серию «Архив крымской войны». Давайте следовать источникам и их пропагандировать».

«У Меншикова был хороший стратегический глазомер, – считает кандидат исторических наук Максим Шевченко – доцент кафедры истории России XIX и начала XX века исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. – Меньшиков рекомендовал эвакуацию кавказского побережья, точно назвал масштаб вражеского десанта – 60-70 тысяч человек. Он провел полную рекогносцировку Крыма и назвал место высадки – Каламитский залив у Евпатории. Меншиков предвидел, что противник пойдёт вдоль моря к Севастопольской базе и что будет сражение 2 против 1. Он уже тогда понимал, что не отразит вторжение. При этом полководец идеально выбрал место для сражения – Альму. Он предотвратил крупное поражение. Конечно, в действиях Меншикова были и ошибки».

В ходе дискуссии обсуждалась необходимость популяризации истории Крымской войны. Говорилось о том, что многие севастопольцы, например, не знают, кто руководил обороной города в 1854-1855 годах, ошибочно полагая, что это был адмирал Павел Сергеевич Нахимов, памятник которому стоит на главной площади города. При этом широкому кругу общественности практически неизвестно имя руководителя обороны Севастополя – князя Виктора Илларионовича Васильчикова, назначенного в 1854 году временно исполняющим дела начальника штаба севастопольского гарнизона. Потерял популярность Васильчиков после того, как взял на себя ответственность за оставление Севастополя.

Центр по изучению Крымской войны

В дни фестиваля «Русская Троя» не раз звучало предложение от российских историков – создать на базе Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Центр по изучению Крымской войны. Сейчас в Музее допускают, что такая общественная организация может быть создана, поскольку учреждение ведёт научную работу по изучению Крымской войны с начала своего создания.

Подведение итогов фестиваля только началось

Фестиваль «Русская Троя» – 2017 завершился.  Работа в Музее по подведению его итогов только началась.  Предстоит определить сильные и слабые стороны, обсудить перспективы развития этого нового музейного проекта. Слабый интерес молодых людей к музеям считаем не их виной, а недостаточной работой самого музея. Поэтому главной задачей Фестиваля «Русская Троя», как и было заявлено при его создании, остаётся привлечение молодёжной и детской аудитории в Музей. А значит, современные способы визуализации истории: интерактивность, мультимедийность, –  как никогда востребованы и будут широко применяться не только при проведении подобных мероприятий, но и в работе Музея в целом.