Научно-фондовая

Работа по комплектованию фондов современного музея началось за несколько месяцев до открытия воссозданной после Великой Отечественной войны севастопольской Панорамы – основного объекта Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

etud1Первыми поступлениями, зафиксированными в книге учета фондов 27 января 1955г. стали : живописное полотно и предметный план воссозданой советскими художниками Панорамы, 12 единиц картон-рисунков, 39 спасенных во время Великой Отечественной войны и отреставрированных фрагментов живописного полотна Панормы Ф.А. Рубо «Штурм 6 июня 1855 г.», 22 этюда автора Панорамы и 66 рисунков участников её воссоздания. Акт №1 от 18 октября 1954 г. свидетельствет о передаче этих художественных ценностей Дирекцией художественных выставок и панорам Министерства культуры СССР.

У истоков создания фондов Панорамы стояли в то время ведущие музеи и библиотеки Советского Союза. Так, Государственная библиотека им. Ленина из своих резервных фондов передала Панораме 10 единиц книг, альбомов, в том числе Русский Художественный Листок В. Тимма и Севастопольский альбом А. Берга. Государственный Исторический музей счел возможным выделить для Панорамы 12 единиц оружия (ружья капсульные, пистолет капсульный, 5 тесаков, 3 палаша морских). Затем специальной связью из Москвы в Севастополь были также доставлены 12 медалей («За защиту Севастополя 1854–1855 гг.», медаль для сестёр милосердия, служивших в Крыму в 1854–1855 гг., Георгиевский крест солдатский, медаль наградная 1905 года), монеты (18 русских, 9 западноевропейских). Всего – 39 единиц хранения.

В дальнейшем при комплектовании фондов упор делался на тему «Крымская война 1853–1856 гг. и оборона Севастополя 1854–1855 гг.». Источники поступления музейных предметов были различными. Значительная часть наград, предметов быта периода Крымской войны поступила от дарителей, коллекционеров, дальних родственников героев.

yadra_textВ конце 50-х – начале 60-х годов собирательская работа значительно активизировалась: установились более прочные связи с ведущими музеями и архивами страны, ежегодно проводились командировки и экспедиции. Фонды пополнялись предметами из раскопок на местах базирования российских войск и сражений; лагерей английской, французской, турецкой армий; укреплений главной оборонительной линии. При проведении земляных работ были найдены и переданы в музей полевые и корабельные орудия, орудийные стволы, ядра. Сформировалась большая коллекция пуговиц от военного обмундирования разных родов войск как российской армии, так и неприятеля. В настоящее время по теме «Крымская война 1853–1856 гг. и оборона Севастополя 1854–1855 гг.» в фондах числится 7292 музейных предмета.

Особое место в научном комплектовании фондов принадлежит теме «Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.». Среди материалов документы, фото, портреты автора панорамы Ф.А. Рубо, выполненные разными художниками, этюды Ф.А.Рубо, материалы по строительству Панорамы, путеводители, буклеты, виды панорамы, значки.
fragment_polotna1В настоящее время музей хранит 37 фрагментов Панорамы Ф.А.Рубо «Штурм 6 июня 1855г.», исследование, реставрация и экспонирование которых является одним из важнейших направлений деятельности музея.
В августе 2009 года в фонды музея поступили от Сильвии Рубо, внучки художника, уникальные сюжетные фотографии: «Ф.А. Рубо на предметном плане Панорамы «Штурм 6 июня 1855г.» (снимок сделан в Севастополе в 1904 г.), «Ф.А.Рубо с дочерьми Юлией и Анной на яхте на озере Химзее (Германия. Мюнхен,1910 г.).

Начало собранию музея по теме «Севастополь в годы Великой Отечественной войны» положили материалы военно-полевого музея, открытого на Сапун-горе 9 мая 1945 года с целью увековечения памяти участников боёв по освобождению Севастополя от немецко-фашистских захватчиков весной 1944 года. С этой же целью в 1959 году была создана диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».
В начале 1960-х годов в фонды музея поступили копии более 10 тыс. документов Центрального архива Министерства обороны СССР и Центрального Военно-Морского архива в машинописном исполнении и на микропленке (различные директивы, приказы, боевые распоряжения, донесения, оперативные и разведсводки). Началось комплектование фондов материалами по героической обороне Севастополя 1941–1942 гг., периоду оккупации города немецко-фашистскими войсками 1942–1944 гг. Сотрудники музея проводили обследование мест боёв, принимали участие в раскопках, устанавливали связи с Советами ветеранов, родственниками погибших, встречались с участниками боёв за Севастополь. В фондах хранятся более 50 томов воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны.

Благодаря многолетней работе по научному комплектованию фондов в музее собраны богатые коллекции документов: газеты (армейские и дивизионные); картографический материал (с рукописными пометками участников обороны Севастополя); боевые листовки, выпущенные Политуправлениями Красной Армии, Военно-Морского флота, Черноморского флота, политотделами Приморской армии.

hudogestv_fundВ музейном собрании – около 600 работ фронтовых художников, фотоархивы известных военных фото- и кино корреспондентов: А.С. Соколенко (1109 ед.); Н.А. Аснина (743 ед.); Константина Ряшенцева (130 ед.), Владислава Микоши (около 200 ед.); И.А. Озерского (13 ед.); Евгения Халдея (268 ед.). В этой же коллекции кинолента Центральной студии кинохроники: «Черноморцы» (В. Микоши, Д. Рымарева, К. Ряшенцева), снятая по сценарию Леонида Соболева и получившая в 1943 г. Государственную премию.

Кроме основного музей комплектует научно-вспомогательный фонд, частью которого являются сформированные личные дела Героев Советского Союза; руководителей обороны, командиров крупных соединений; героев, внесших особый вклад в историю Севастополя 1941–1945 гг. Таких личных дел около 200.
Итогом полувековой научно-фондовой работы музея стали более 150 тыс. музейных предметов. Значительное место среди них занимают материалы по истории строительства и развития промышленности, экономики, науки, образования, культуры, искусства. В последние годы при комплектовании фондов большая часть музейных предметов поступает по современному периоду развития Севастополя.

hraniliche2Выявление и сбор предметов музейного значения, их научное описание и систематизация – планомерный, целенаправленный процесс в деятельности музея.
Все музейные предметы представляются в фонды с информацией о них. Главными критериями их отбора являются: подлинность,сохранность,информативность и аттрактивность.